Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок литературы и истории

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 00:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сторожева Татьяна Юрьевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ №6" города Петровска
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Показать истоки и смысл теории Раскольникова, трагизм и ее претворение в жизнь, определить одну из особенностей жанра романа.
Тип урока: 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
22
Краткое описание: 
Это интегрированный урок литературы и истории, посвященный изучению романа Достоевского "Преступление и наказание". Прилагается презентация.

Предварительное домашнее задание:
1.Выяснить, сколько человек в семье погибло в годы октябрьской революции, гражданской войны, в сталинских концлагерях, в годы Великой Отечественной война.

ХОД УРОКА



1.Определение темы урока.
Задание: Заполните таблицу, проведя соответствия:


Название произведения

Жанр

Основная проблема

«Евгений Онегин»

Философско-психологический роман

Типичный представитель 30 годов XIX столетия»Лишний человек»

«Герой нашего времени»

Роман в стихах

Типичный представитель 40 годов XIX столетия «Лишний человек»

«Обломов»

Социально-психологический роман

Человек идеи

«Преступление и наказание»

Социально-бытовой роман

Типичный представитель 20 годов XIX столетия «Лишний человек»


Что же главное в романе «Преступление и наказание»:


Хронология одного преступления.          ИЛИ       Кому важно мысль разрешить ?



2. Проанализируем жанровое своеобразие романа

Разбор жанровой специфики романа, доказательство учащихся по каждому напрвлению, отражённому на слайде№2
СЛАЙД №2
Социально-бытовой
Детективный
Любовный
Психологический
Философский
Религиозный
? -  ответ на этот вопрос -   цель нашего урока

ТЕМА УРОКА СЛАЙД №1-
 Смысл теории Раскольникова, или каков жанр романа «Преступление и наказание»

Работая по теме урока, будем помнить слова самого Ф.М. Достоевского: «Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле».

3. Анализ теорий, представленных в романе по следующим вопросам
- кому принадлежит теория,
- в чём её суть,
- ваше понимание теории с точки зрения сегодняшнего дня
Работая с каждой страницей слайда, отвечаем на вышеуказанные вопросы

СЛАЙД №3
 «Ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было».

СЛАЙД №4
 «Возлюби, прежде всех одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел!»

СЛАЙД №5
 «Человеку всё позволено!»

СЛАЙД №6
 « «необыкновенный» человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует!»

СЛАЙД №7
 «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть дар или талант сказать в среде своей новое слово! .Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по моему, дать себе разрешение через кровь!»


СЛАЙД №8
 «Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь - тысяча жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен).
4. Анализ теорий, предложенных учителем

СЛАЙД №9
Что такое закон? Выражение воли господствующих классов.

Отсталые массы не проймешь теорией, им нужен опыт.
(В.И. Ленин) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии

СЛАЙД№10
   «Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство, кто стремится к отделению от него отдельной части, он враг, заклятый враг государства. И мы будем уничтожать каждого такого врага, мы будем уничтожать весь его род, его семью»...
(И. В. Сталин ) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии

СЛАЙД №11
 «Завоевать душу народа можно только, если одновременно с борьбой за собственные положительные цели повести борьбу за уничтожение тех, кто является противниками наших целей»
(Гитлер) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии

5. Анализ последствий теорий
СЛАЙД №12
СЛАЙД №13
СЛАЙД №14
СЛАЙД №15


6. Рефлексия по теме урока
Встаньте те, у кого кто-нибудь погиб в результате воплощения данных теорий в жизнь?

7. Вывод: каков же жанр романа?
СЛАЙД №16
СЛАЙД №17

Социально-бытовой
Детективный
Любовный
Психологический
Философский
Религиозный
? -  ответ на этот вопрос

 - Предупреждение

9. Домашнее задание
Мини-сочинение «Теория Раскольникова в истории моей семьи»

Прикрепленный файлSize
Преступление и наказание.ppt260 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Викторовна Белянина

На: Интегрированный урок литературы и истории


 Скажу честно, не увидела я интегрированного урока... Совсем непонятна цель предварительного домашенго задания...




На: Интегрированный урок литературы и истории


Предварительное домашнее задание нужно было для подведения итога в конце урока. К сожалению, многие учащиеся не знают, истории своей семьи. Это не пустые слова, так как на первом проведённом уроке дети опешили, не вспомнили даже погибших в годы Великой Отечественной Войны. Что касается истории, то, на мой взгляд, мы о политике Ленина, Сталина, Гитлера говорим больше. Меня это "смущает" в уроке. Хотя, как показывает практика, вывод по роману дети делают нужный. Спасибо за прочтение и письмо. С уважением Сторожева Т.Ю. P.S.К уроку есть презентация, с ней суть урока понятнее.

Татьяна



Будем говорить по-русски!