Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Образное» прочтение стихотворения Н.М. Рубцова «Видение на холме»

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 00:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сторожева Татьяна Юрьевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ №6" г. Петровска
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Учить применять знания и умения по анализу художественного произведения. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся по анализу произведения в группах. Воспитывать заинтересованность в осознанном чтении произведений художественной литературы, воспитывать вдумчивого читателя.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
21
Используемое оборудование: 

Портрет Н.М. Рубцова, сборник стихотворений (стихотворения М.Ю. Лермонтов «Родина», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…», А.А. Блок «Россия», Н.М. Рубцов «Видение на холме»), Карточки-задания для работы в группах, шаблон таблицы-анализа стихотворения, фломастеры, карандаши, толковый словарь).

I.Организация внимания учащихся.

 Эффект неожиданности. В математике есть тип задач на движение. (Пример). Что нужно сделать, чтобы быстро и правильно решить задачу?

(сделать рисунок- схему)

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся, анализируя стихотворении, тоже нарисовать своеобразную таблицу-образ, которая поможет нам «увидеть» стихотворение, понять его смысл, то есть мы будем заниматься анализом.

Так как мы ограничены во времени , работу будем строить в группах, каждая из которых будет отвечать за свой объект анализа.

Форму работы мы с вами обговорили, теперь осталось выяснить, о чём же будет идти речь на сегодняшнем уроке.

 

 II.Погружение в тему.

Прочитайте стихотворение

М.Ю. Лермонтов «Родина» - определите ключевую фразу («Люблю отчизну я, но странною любовью»)

Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…» - («Умом Россию не понять…В Россию можно только верить»

 А.А. Блок «Россия» - («А ты всё та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей…»)

 

Анализ лексического ряда

О чём же пойдёт речь сегодня на уроке, что объединяет все эти высказывания?

(Россия)

III. Работа по теме урока 

 

Россия, Русь, куда я ни взгляну…

               ( «образное» прочтение стихотворения

                                                               Н.М. Рубцова   «Видение на холме»)

 

 

·        Понятийная разминка (по шаблону

                                                название,

                                                композиция,

                                                содержание лирического произведения,

                                                средства художественной выразительности

                                                                метафоры

                                                                олицетворения

                                                                повтор однокоренных слов

                                                                эпитеты

                                                               ряд однородных членов

·        Организация работы в группах (Карточки с заданиями смотри в приложении)

1.     Истолкование названия

2.     Анализ композиции

3.     Анализ картин и ситуаций (мирное время)

4.     Анализ картин и ситуаций (военное время)

Время работы 5 минут

 

·        Отчёт каждой группы, целостный анализ стихотворения

 

IV. Вывод

Какова же тема данного стихотворения?

Идея стихотворения?

Какие слова можно считать ключевыми? (дополнение лексического ряда о России, начатого в начале урока)

Рубцова относят к представителям «тихой лирики». Согласны ли вы с этим?

 

Перед вами анализ стихотворения, представленный таблицей. Дайте характеристику положительных и отрицательных сторон такого анализа.

 

 

V. Домашнее задание.

 Сделайте табличный анализ стихотворения

Спасибо за урок!

 

 

 

Приложение

ИСТОЛКОВАНИЕ НАЗВАНИЯ

 

Название обычно указывает на тему или идею, иногда на жанр.

 

Тема лирического произведения – предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключённое в стихотворении переживание.

 

Идея лирического произведения – обобщающее значение лирического произведения. Идея вытекает из анализа содержания.

 

В названии стихотворении – словосочетание, состоящее из двух слов

 

 

ВИДЕНИЕ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ХОЛМ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Анализ значения данных слов, позволяет сделать предположение, что данное стихотворение – это взгляд  из настоящего в прошлое;

 возможно, тема стихотворения – тема памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ

 

Лирика не создаёт сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: кульминационная часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).

Антитеза – противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции.

Это выразительный художественный приём, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить своё отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.

Композиционная антитеза – один из принципов построения литературного произведения: это противопоставление сюжетных линий и эпизодов, сцен в эпосе и драматургии, фрагментов и строф в лирических стихотворениях.

 

Анализ композиции данного стихотворения позволяет выделить  5 частей

1 ___________________

 

Обращение

2_____________________

Обращение

3_______________________

 

Обращение

4_____________________

 

Обращение

5_____________________

 

Из полученного нами плана видно, что стихотворение состоит из ________частей, построено на антитезе – противопоставлении мирного настоящего и трагического прошлого  (военные страницы истории России). При описании трагических страниц автор делает акцент не на подвиге, а на том, что любая война – это разрушение, боль, смерть.

Каждая часть разделяется (или соединяется!) обращением лирического героя к России. Эти обращения – (на наш взгляд) не столько к России, сколько к современному читателю 

·        Нельзя забывать прошлого

·        Нужно сохранить мирное настоящее

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ КАРТИН И СИТУАЦИЙ

Лексический ряд, передающий картины мирной жизни России

Художественно- выразительные средства

Ассоциации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справочник

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ КАРТИН И СИТУАЦИЙ

Лексический ряд, передающий картины венной жизни России

Художественно- выразительные средства

Ассоциации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справочник

 

 

 

ИСТОЛКОВАНИЕ НАЗВАНИЯ

 

Название обычно указывает на тему или идею, иногда на жанр.

 

Тема лирического произведения – предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключённое в стихотворении переживание.

 

Идея лирического произведения – обобщающее значение лирического произведения. Идея вытекает из анализа содержания.

 

В названии стихотворении – словосочетание, состоящее из двух слов

 

 

ВИДЕНИЕ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ХОЛМ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Анализ значения данных слов, позволяет сделать предположение, что данное стихотворение – это взгляд  из ____________________ в ____________________;

 возможно, тема стихотворения – тема ___________________________

 

 

 

 

АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ

 

Лирика не создаёт сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: кульминационная часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).

Антитеза – противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции.

Это выразительный художественный приём, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить своё отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.

Композиционная антитеза – один из принципов построения литературного произведения: это противопоставление сюжетных линий и эпизодов, сцен в эпосе и драматургии, фрагментов и строф в лирических стихотворениях.

 

Анализ композиции данного стихотворения позволяет выделить  5 частей

1 ___________________

 

Обращение

2_____________________

Обращение

3_______________________

 

Обращение

4_____________________

 

Обращение

5_____________________

 

Из полученного нами плана видно, что стихотворение состоит из ________частей, построено на ___________________ – противопоставлении мирного ________________ и трагического _________________ (военные страницы истории России).

 При описании трагических страниц автор делает акцент не на подвиге, а на том, что любая война – это разрушение, боль, смерть.

Каждая часть разделяется (или соединяется!) ______________ лирического героя к России. Эти обращения – (на наш взгляд) не столько к России, сколько к современному читателю 

·        Нельзя забывать прошлого

·        Нужно сохранить мирное настоящее

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!