Вы не зарегистрированы

Авторизация



Собирательные числительные

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 00:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хребтищева Елена Юрьевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ №6 г. Петровска" Саратовской области
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
повторить имя числительное, познакомиться с собирательными числительными, учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.     Г. А. Бакулина. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка. Журнал “Русский язык в школе” №1 2002 г.

2.     Н. Л. Козырева. Интеллектуальное развитие школьников на уроке русского языка. Журнал “Русский язык в школе” №2 2002 г.

3.     Г. А. Бакулина. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению. Журнал “Русский язык в школе” №4 2002 г.

4.     Г. А. Бакулина. Средства субъективизации в работе с текстовыми упражнениями. Журнал “Русский язык в школе” №3 2005 г.

5.  Л.Г. Воронина . Средства субъективизации на уроках русского языка. Конспект урока в 6-м классе

   1. Мобилизующий этап.

На доске запись: семнадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.

                              две десятых урожая, три четверти пути, трое суток,

Учитель: Прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?

Ученик: В них есть количественные числительные

2. Формулирование темы урока.

Учитель: Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили?. (Слушаются ответы).

Действительно, числительные пятеро, трое обозначают, что несколько предметов вместе, как единое целое, объединяются, группируются, собираются. – они собирательные

 Тема сегодняшнего урока: “Собирательные числительные”.

(Тема урока фиксируется учителем на доске).

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. Используйте для этого опорные фразы:

Цели:

1) повторить все, что . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2) познакомиться с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3) учиться правильно…………. в речи………….

Ученик: Цель нашего урока: повторить все, что мы знаем о числительном, познакомиться с собирательными числительными, учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.

3. Актуализация знаний.

После обеда вы прошли три четверти пути?4 (Вопр., невоскл., простое, распр.)

Учитель: Работаем над первой целью урока. Расскажите, что вы знаете о числительном, опираясь на вопросы-схемы. Отвечаем “по цепочке”.

На доске запись:

ИЧ - …часть речи…,которая обозначает…количество предметов при счёте и порядок предметов при счёте. ИЧ отвечает на вопросы…какой, сколько. ?

1.     ИЧ делятся на количественные и порядковые

2.     КЧ могут обозначать: а) целые. б) дробные в) собирательные числа

3.     Простые ИЧ состоят из одного слова, составные из нескольких

4.     Слова полтора, полтораста относятся к количественным. числительным.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Мы повторили все, что мы знаем о числительных. Начнем работу над второй целью урока и поговорим о собирательных числительных.

 

 Таблица № 1

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Рассмотрите таблицу.

·        Что обозначают собирательные числительные?

·        Как они образуются?

·        Сколько в русском языке собирательных числительных, образованных от количественных (9)

·        С какими частями речи употребляются собирательные числительные, что обозначают эти части речи?

Учитель: Сделайте вывод.

 (2 ученика повторяют вывод)

Учитель: Прочитайте материал параграфа № 65 и добавьте пункт в этот план.

(Выполняется задание).

Ученик: В план нужно добавить пункт 4. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

(На доске записывается пункт 4)

Учитель: А теперь еще раз расскажите по плану, что мы узнали о собирательных числительных?

5. Закрепление изученного.

Учитель: Приступаем к реализации третьей цели урока. Обратимся к записи на доске. С какими существительными возможно употребление собирательных местоимений? (Работает у доски ученик)

Трое (ежата, ежихи),

четверо (брюки, кофты),

 двое (грабли, лопаты)граблей!

семеро(ученик,ученица)

Физкультминутка

Учитель: Кроме собирательных числительных двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро в русском языке есть еще одно оба (обе). Как их правильно употреблять, мы сейчас выясним. Прочитайте новую информацию на стр. 133 и в соответствии с ней выполним задание к  таблице №2.

Таблица №2

1. На (…) стенах висели стенды. (1 ряд устно)

2. Хорошие отношения установились между (…) государствами. (2 ряд устно)

3. (…) детей, брата и сестру, приняли в секцию. . (3 ряд устно)

4. Держись крепче малыш (…) руками сказала мама. (У доски работает ученик, расставляет знаки препинания)

Учитель: К каким числительным относятся слова оба(обе). (собирательным)

Учитель: С какими существительными сочетается числительное обе, оба?

Ученик: Числительное обе сочетается с именами существительными женского рода., оба с мужским и средним родом

6. Проверочное тестирование

Тест

1)      Найди ошибку:

  1. семеро козлят
  2. одиннадцатеро цыплят
  3. четверо друзей
  4. пятеро котят

 

2)      Найди ошибку:

  1. двое подруг
  2. двое котят
  3. двое учеников
  4. нас двое

 

3)      Найди ошибку:

  1. трое ножниц
  2. семеро кошек
  3. семеро парней
  4. две женщины

 

4)      Найди ошибку:

  1. на обоих журналах
  2. на обеих берегах
  3. обе подруги
  4. оба друга

 

5)      Найди правильное сочетание:

  1. двенадцатеро первоклассников
  2. двое кошек
  3. в обоих томах
  4. шестеро тигриц

 

7. Итог урока.

Учитель: Подведем итог урока. Расскажите все, что мы узнали о числительном, в порядке нашей работы по этой теме (Выслушиваются ответы 2-3 учащихся). Итоги тестирования, оценки

Домашнее задание. Придумать тестовое задание по данной теме

 

 

Резерв

Теоретический материал:

А) все понял(а), могу по плану рассказать о собирательных числительных;
Б) понял(а), но воспроизвести теоретический материал не могу;
В) ничего не понял(а).

2. Практическая часть:

А) могу свободно употреблять в речи собирательные числительные;
Б) иногда ошибаюсь, применяя их в речи;
В) пока не могу свободно употреблять собирательные числительные.

 


»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!