Вы не зарегистрированы

Авторизация



Пушкин учит нас писать письма

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 00:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хребтищева Елена Юрьевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ №6 г. Петровска" Саратовской области
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
• Возродить российские традиции эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка, сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка • развивать речь, память, воображение; • воспитывать любовь к Пушкину, его произведениям
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Краткое описание: 
Это урок-знакомство с эпистолярным жанром на примере писем Пушкина и его героев.

I. Организационный момент. Цели и задачи урока.

XXI век – век современных технологий: компьютеры, Интернет, мобильные телефоны… Как популярны слали sms-сообщения, как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный жанр, как письмо. Когда-то этот жанр был столь популярным.

Давайте сегодня перенесёмся в XIX век, познакомимся подробнее с этим жанром на примере писем А.С.Пушкина, а также писем героев Пушкина.

II. Работа экспертных групп

Слово нашим экспертам, которые подготовили сообщение об истории возникновения письма, т.е. об истории эпистолярного жанра (см. Приложение №1)

Следующее сообщение – правила написания письма (см. Приложение №2)

III. Практическая работа по группам

Учитель:  Сегодня мне хотелось бы поговорить о произведениях А.А.Пушкина, в которых используется этот жанр: «Дубровский», «Капитанская дочка». Для анализа отрывков из этих произведений разделимся на три группы. Задание для групп:

·        Выбрать отрывки, в которых используется жанр письма (домашняя заготовка)

·        Определить, это деловое или частное письмо, доказать

·        Дать анализ алгоритму написания письма

·        Определить функцию письма в художественном произведении (см. Приложение №3)

IV. Подготовка к творческой работе, разбор писем Пушкина

Мы определили функции письма в художественных произведениях, а теперь рассмотрим  несколько писем  А.С. Пушкина, обратим особое внимание на структурное содержание письма: форму обращения, типичные разговорные клише, типичные концовки, а также определим стиль этих писем

1) Первое письмо А. С Пушкина адресовано А. X. Бенкендорфу:

                  Милостивый государь Александр Христофорович,

По приказанию Вашего превосходительства, яв­лялся я сегодня к Вам, дабы узнать решительно свое назначение, но меня не хотели пустить и позволить мне дожидаться.

Извините, Ваше превосходительство, если вновь осмеливаюсь Вам докучать, но судьба моя в Ваших руках, и Ваша неизменная снисходительность ободря­ет мою нескромность.

С истинным, глубочайшим почтением и сердечной преданностию, честь имею быть (...)

               ПушкинА. X. Бенкендорфу. 18 апреля 1828. Петербург

(Чтение письма Пушкина).

1). Каков стиль данного письма, докажите

2). Соответствует ли структура письма этому стилю?

3). О чём это письмо?

2) Второе  адресовано брату Льву (в сокращении):

              Милый  брат,  я  виноват перед  твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами…При­ехав в Екатеринославль, я соскучился, поехал катать­ся по Днепру, выкупался и схватил горячку… Два   месяца   жил  я  на Кавказе; воды мне были очень нужны и черезвычайно помогли, особенно серные горячие. Впрочем, купался в  теплых  кисло-серных,   в  железных  и в  кислых холодных. Все эти целебные ключи находятся не в дальном расстоянье друг от друга, в последних отрас­лях Кавказских гор. Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею,   что   не  всходил   со  мною  на 'острый верх пятихолмного Бешту, Машука, Железной горы, Ка­менной и Змеиной. Кавказский край, знойная граница Азии,— любопытен во всех отношениях. Ермолов на­полнил  его  своим  именем и благотворным гением. Дикие черкесы напуганы; древняя дерзость их исчеза­ет. Дороги становятся час от часу безопаснее, много­численные конвои — излишними…Видел я берега Кубани и сторожевые станицы—любовался нашими казаками… За несколько верст остановились мы на Золо­том холме. Ряды камней, ров, почти сравнившийся с землею,— вот всё, что осталось от города Пантикапеи. Нет сомнения, что много драгоценного скрывается под землею, насыпанной веками; какой-то француз прис­лан из Петербурга для разысканий—но ему недостает ни денег, ни сведений, как у нас обыкновенно водится… Мой друг, счастли­вейшие минуты жизни моей провел я посереди семей­ства почтенного Раевского… Суди,  был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался,— счастливое, полуденное не­бо; прелестный край; природа, удовлетворяющая во­ображение,— горы,  сады,  море; друг мой, любимая моя  надежда—увидеть  опять  полуденный  берег и семейство Раевского. Будешь ли ты со мной? скоро ли соединимся? Теперь я один в пустынной для меня Молдавии. По крайней мере пиши ко мне — благодарю тебя за стихи; более благодарил бы тебя за прозу. Уведомь меня об наших. Всё ли еще они в деревне... Обними же за меня Кюхельбекера и Дельвига. Видишь ли ты иногда молодого Молчанова? Пиши мне обо всей братье.

Пушкин—Л. С. Пушкину. 24 сентября 1820 г. Из Кишинева в Петербург

(Чтение письма Пушкина).

1). Каков стиль данного письма, докажите

2). Соответствует ли структура письма этому стилю?

3). О чём это письмо?

 

 

3) И последнее письмо для жены Н.Гончаровой:

 

         Милая женка, вот тебе подробная моя Одиссея. Ты помнишь, что от тебя уехал я в самую бурю. Приклю­чения мои начались у Троицкого мосту. Нева так была высока, что мост стоял дыбом; веревка была протянута, и полиция не пускала экипажей. Чуть было не воротился я на Черную речку. Однако переправился через Неву выше и выехал из Петербурга. Погода была ужасная. Деревья по Царскосельскому проспек­ту так и валялись,  я насчитал их с пятьдесят.  И  в лужицах  была   буря.   Болота  волновались  белыми волнами. По счастию, ветер и дождь гнали меня в спину, и я преспокойно высидел всё это время. Что-то было с вами, петербургскими жителями? Не было ли у вас нового наводнения? что, если и это я прогулял? досадно было бы. На другой день погода прояснилась. Мы с Соболевским шли пешком 15 верст, убивая ни дороге змей, которые обрадовались сдуру солнцу и выползали на песок. Вчера прибыли мы благополучно в  Торжок,   где   Соболевский  свирепствовал  за   нечистоту белья. Сегодня проснулись в 8 часов, завтра­кали  славно,   а  теперь  отправляюсь   в  сторону,  в Ярополец—а Соболевского оставляю наедине с швей­царским сыром. Вот, мой ангел, подробный отчет о моем  путешествии.  Ямщики закладывают коляску шестерней, стращая меня грязными, проселочными дорогами. Коли не утону в луже, подобно Анрепу, буду писать тебе из Яропольца.  От тебя буду надеяться письма в Симбирске. Пиши мне о своей груднице и о прочем. Машу не балуй, а сама береги свое здоровье, не  кокетничай  26-го.  Да  бишь!  не с кем.  Однако всё-таки не кокетничай. Кланяюсь и целую ручку с ермоловской нежностию  Катерине  Ивановне.  Тебя целую крепко и всех вас благословляю: тебя, Машку и Сашку.

Кланяйся Вяземскому, когда увидишь, скажи ему, что мне буря помешала с ним проститься и поговорить об альманахе,  о котором  буду хлопотать дорогою.

ПушкинН. Н. Пушкиной. 20 августа 1833. Из Торжка в Петербург

(Чтение письма Пушкина).

1) Каков стиль данного письма, докажите

2) Соответствует ли структура письма этому стилю?

3) О чём это письмо?

 

V. Выводы по уроку, задание на дом 

        Каковы функции писем в произведениях Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка»?

         Интересно ли было читать Письма Пушкина, адресованные разным людям, могут ли они быть образцами  написания писем?

Письма бывают разные: деловые и личные, в них можно сообщать обо всём, что с нами происходит, что нового мы узнали…

 Умеете ли вы писать письма? Какие правила надо соблюдать?

    (учащиеся обобщают услышанное на уроке, дополняя известными им сведениями написания письма:

• Если ты случайно забыл написать о чём-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает: «после, написанного».

• Никогда не употребляй шаблонные, безвкусные выражения: «Лети с приветом — вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», «Найдёте ошибку – примите за улыбку».

Письма известных, великих  людей – это отдельные произведения. Произведения Пушкина, его письма  частного характера… От чтения этих писем получаешь огромную радость. Конечно,  Пушкин – это  талантливый, гениальный человек, и так, как он, не напишешь. Но, может быть, нам стоит тоже попробовать, а вдруг и ваши письма когда-нибудь напечатают

        Домашнее задание: Проба пера...  Написать сочинение-письмо художественном стиле в город, в названии которого упоминается имя Петра, узнать , что интересного они могут рассказать о своём городе, а самое главное, рассказать о своём родном Петровске:

    &;nbsp;                       «Хочу рассказать тебе о своём родном крае».

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

История эпистолярного жанра

Начало эпистолярному жанру было положено еще в античные времена. Письма древних греков и римлян были самыми разнообразными по своему содержанию: начиная от эпизодов из повседневной жизни, любопытных сведений о себе, и заканчивая обсуждением общественных проблем. Однако в Византии и Древней Руси письма носили дидактический характер, т.е. использовались для изложения нравственных предписаний.

Эпистолярная литература (от греческого epistole) – это «переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная проза, предполагающая широкий круг читателей»

Этот жанр развился из бытовой переписки, «превратив обмен корреспонденцией в повествовательный прием, «корреспондентов» – в персонажей, и подчинив «письмо» основным законам художественной условности».

К образцам ранней эпистолярной литературы относятся письма Эпикура, которого по праву принято считать классиком этого жанра, а также письма Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего.

В эпоху Средневековья эпистолярный жанр становится ведущим жанром публицистики, «межмонастырская переписка является средством публичной богословской полемики»..

В 17-18 столетиях, в эпоху Вольтера и Дидро, вошедшую в литературу, как эпоха Просвещения, жанр «письма» становится едва ли не господствующим и используется как «способ придания непосредственности интеллектуальному общению» .

Эпистолярная литература развивается по тем же двум направлениям: «частная переписка» и «открытые письма».

В 19 начале 20 веков по-прежнему сохраняется многообразие видов эпистолярной литературы («Любовные письма англичанки» Л. Хаусмана, «Неизвестный друг» И.А. Бунина). События Второй Мировой войны сыграли важную роль в публицистической прозе 20 столетия. Следует отметить тот факт, что вообще, в военное время появляется острая потребность в написании писем, стремление зафиксировать происходящие вокруг события, которые несомненно войдут в историю. В годы войны и послевоенный период были опубликованы письма с фронта. Такие письма интересны не только с исторической, но и психологической точки зрения.

В настоящее время интерес к данному жанру снизился, что связано, вероятно, с расширением возможностей и средств связи, а также обусловлено некоторыми общественно-политическими условиями.

 

 

 

Приложение №2.

Алгоритм написания письма:

1.     Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).

2.     Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3.     Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4.     Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5.     Подпись. Дата.

Письма бывают деловые и частные.

В деловых письмах используется «шапочка», в которой указывается , кто и кому обращается. Ситуация излагается как можно более точно и чётко, с указанием дат, названий учреждений, участников событий.

Для частного письма характерна непринуждённость общения, стремление передать эмоции. Чувства, используются элементы разговорного стиля речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3                                1 группа

«Государь мой премилостивый,

    Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока вышлете Вы псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопий не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам

                                                                                            Андрей Дубровский»

                                                                                           (А.Пушкин «Дубровский»)

Деловое/ частное?

 

Алгоритм написания письма

 

Функция письма в произведении

 

 

«Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный. Мы тебе и лошадей вышлем на песочное. Слышно, земской суд к нам едет отдать нас под начал Кириллу Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши, и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба,  нянька

                                                                       Орина Егоровна Бузырёва

Посылаю моё материнское благословление Грише, хорошо ли он тебе служит? У на дожди идут вот уже друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня» 

                                                                          (А.Пушкин «Дубровский»)                                                                                                                                                                                  

Деловое/ частное?

 

Алгоритм написания письма

 

Функция письма в произведении

 

                     «Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами поговорить»                                                                      (А.Пушкин «Дубровский»)

Деловое/ частное?

 

Алгоритм написания письма

 

Функция письма в произведении

 

                     «Вечером в 10 час. На прежнем месте»     

                                                                   (А.Пушкин «Дубровский»)

Деловое/ частное?

 

Алгоритм написания письма

 

Функция письма в произведении

 

2 группа

«Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

                                                            Готовый ко всем услугам Иван Зурин»                                                                                          

                                                                                           (А.Пушкин «Капитанская дочка»)

Деловое/ частное?

 

Алгоритм написания письма

 

Функция письма в произведении

 

«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором про­сишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной доче­рью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согла­сия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицер­ский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю Бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на Его вели­кую милость.

Отец твой А. Г.»

                                                                          (А.Пушкин «Капитанская дочка»)                                                                                                                                                                                 

Деловое/ частное?

 

Алгоритм написания письма

 

Функция письма в произведении

 

    «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

                                                                                       (А.Пушкин «Капитанская дочка»)

Деловое/ часное?

 

Алгоритм написания письма

 

Функция письма в произведении

 

    «На запрос вашего превосходительства касатель­но прапорщика Гринева, якобы замешанного в ны­нешнем смятении и вошедшего в сношения с зло­деем, службою недозволенные и долгу присяги про­тивные, объяснить имею честь: оный прапорщик Гринев находился на службе в Оренбурге от начала октября прошлого 1773 года до 24 февраля нынеш­него года, в которое число он из города отлучился и с той поры уже в команду мою не являлся. А слышно от перебежчиков, что он был у Пугачева в слободе и с ним вместе ездил в Белогорскую кре­пость, в коей прежде находился он на службе; что касается до его поведения, то я могу...» Тут он прервал свое чтение и сказал мне сурово: «Что ты теперь скажешь себе в оправдание?»

 

                                                                                       (А.Пушкин «Капитанская дочка»)

Деловое/ часное?

 

Алгоритм написания письма

 

Функция письма в произведении

 

     

 

Группа 3

                     «Государь Андрей Петрович,

отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил, в кото­ром изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских прика­заний, — а я не старый пес, а верный ваш слу­га, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна, и так с испугу слегла, и за ее здоровье Бога буду молить. А Петр Андре-ич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич, слава Богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.

Верный холоп ваш Архип Савельев».

                                                                   (А.Пушкин «Капитанская дочка»)

Деловое/ часное?

 

Алгоритм написания письма

 

Функция письма в произведении

 

    «Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову.

По секрету.

Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра Ш, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с по­лучением сего, имеете вы, господин капитан, немед­ленно принять надлежащие меры к отражению помя­нутого злодея и самозванца, а буде можно, и к совер­шенному уничтожению оного, если он обратится на крепость, вверенную вашему попечению».

                                                                                       (А.Пушкин «Капитанская дочка»)

Деловое/ частное?

 

Алгоритм написания письма

 

Функция письма в произведении

 

«Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровите­лей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы по­мочь. Молю Бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас  дошло!  Максимыч   обещал   вам  его  доставить Палаша слышала также от Максимыча, что вас он часто  издали видит на вылазках  и что вы  совсем себя  не  бережете  и  не думаете  о  тех,  которые  за вас со слезами Бога молят. Я долго была больна; а когда выздоровела, Алексей Иванович, который ко­мандует у нас на месте покойного батюшки, прину­дил   отца   Герасима   выдать   меня   ему,   застращав Пугачевым.  Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны, которая ска­зала  злодеям,   будто  бы  я  ее  племянница.  А мне легче  было  бы  умереть,   нежели  сделаться  женою такого человека, каков Алексей Иванович. Он обхо­дится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезет меня в лагерь к злодею, и с вами-де то же будет, что с Лизаветой Харловой. Я просила Алексея Ивановича дать мне подумать. Он согласился ждать еще три дня; а коли через  три дня  за него не  выду,   так уж  никакой пощады не будет. Батюшка Петр Андреич! вы один у меня  покровитель;  заступитесь за  меня  бедную. Упросите  генерала  и  всех  командиров  прислать  к нам   поскорее   сикурсу  да   приезжайте   сами,   если можете. Остаюсь вам покорная бедная сирота  Марья Миронова»

                                                                          (А.Пушкин «капитанская дочка»)                                                                                                                                                                               

Деловое/ частное?

 

Алгоритм написания письма

 

Функция письма в произведении

 

Прикрепленный файлSize
Хребтищева 1.pps366 KB

»  Размещено в сообществах:   

На: Пушкин учит нас писать письма


Интересный урок. Удачное соединение русского языка и литературы. хороший материал для наблюдений.

Татьяна




На: Пушкин учит нас писать письма


С удовольствием прочитала этот урок, так как сама занимаюсь изучением эпистолярного жанра. Вместе с ребятами изучаем и анализируем письма А.П.Чехова, И.А.Гончарова, В.А.Римского - Корсакова и других интересных людей.

Ваш урок мне понравился богатым  содержанием материала, чёткостью построения занятия, глубоким проникновением встиль пушкинских писем. Благодарю Вас.

-

Светлана Ордина




Фото пользователя Марина Игоревна Абрамова

На: Пушкин учит нас писать письма


Елена Юрьевна, спасибо большое за урок!!! Очень интересно подобран и подан материал! А еще я подумала, что длинные, интересные, богатые мыслями и рассуждениями письма можно писать и в электронном виде (хотя от руки, конечно, душевнее), было бы желание:)!!!!

 

P.S. Для особенно заинтересовавшихся культурой письма рекомендую новеллу С. Цвейга " Письмо Незнакомки" (конечно, это подойдет больше для старших классов), но порассуждать о необычном сочетании (новелла, письмо, повествование), думаю, можно.

Комментарий был изменен с момента создания (nelke, Tue, 11/10/2011 - 11:30).


Будем говорить по-русски!