Вы не зарегистрированы

Авторизация



Безличные глаголы

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 01:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Цыганок Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ с. Баскатовка" Марксовского района Саратовской области
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1.Дать понятие о безличных глаголах, их значении, грамматических категориях, образовании, особенностях предложений с безличными глаголами; сравнить разделы «Безличные глаголы в разных учебных изданиях (Справочник школьника по русскому языку). 2.Воспитывать интерес к самостоятельному исследованию языковых явлений, понятий, воспитывать культуру речи. 3.Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основе наблюдений, овладевать научным стилем речи.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
18
Используемое оборудование: 

презентация

Краткое описание: 
Урок–исследование по теме «Безличные глаголы» построен на основе технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

    I. Стадия вызова.

          1. Орфоэпическая минутка.

          Учащиеся получают карточки с записанными на них глаголами.

           а) Задание: произнести глагол вслух, правильно прочитав его (ударение поставлено). Например: звонит, …

           б) Задание: произнести глагол вслух, правильно поставив ударение. Например: ржаветь,…

          2. На доске записаны слова: время, род, падеж, число, вид, возвратность, наклонение, неизменяемость, спряжение, разряд по значению.

     Задание: Выберите глагольные категории, укажите, какие из них постоянные, какие непостоянные.

           3. Тема урока, цели.

        

  II. Стадия осмысления.

  Один  ученик – консультант (далее У 1) работает по учебнику теории под ред. Бабайцевой (5-9 класс).

   Второй ученик – консультант (далее У2) – по учебнику теории под ред. Бабайцевой (5-11 класс).

    Третий ученик – консультант ( далее У3) – по Справочнику школьника.

 1. Упр. №165 учебника (устно) ( учебник под ред. Бабайцевой «Русский язык. Практика.6-7 класс»). Комментарий к упражнению: Роль безличных глаголов в предложении. Виды предложений с безличными глаголами.

      ? Чтобы выполнить задание, что нужно вспомнить? (Определение подлежащего и сказуемого). (У1, У2, У3 дают определение безличного глагола по указанным источникам) /Слайд №2/

 

                                                                                                                                                     

    

  Определение записывается учащимися в тетрадь. (Безличными называются глаголы, обозначающие действие без действующего лица).

 Вывод: В предложениях с безличными глаголами нет и не может быть подлежащего, это предложения с одним главным членом в форме сказуемого, относятся к односоставным предложениям, называются безличными. /Слайд №2/

 

 Ученики- консультанты знакомят учащихся с тем, как представлены безличные глаголы в разных учебных изданиях. У1 = У2 , У3- более подробно.

 2. Упр. учебника №166 (письменно). Комментарий к упражнению: Группы безличных глаголов по значению, изменение безличных глаголов по временам.

  Вывод: По значению безличные глаголы делятся на  группы и выражают:

    а) состояние природы;                                У 1 = У2 – значения а) и б), У 3 – значения

   б) состояние человека;                                                                                         а),  б), в), г)

   в) различные модальные значения;

   г) мера наличия чего-либо. /Слайд №3/

 

     ? В каком времени употреблены глаголы в предложениях? (в форме настоящего времени)

     ? Можно ли утверждать, что безличные глаголы изменяются по временам? ( Да).

  3. Упр.№167 (письменно). Комментарий к упражнению: Способы образования безличных глаголов.

  Вывод: Безличные глаголы могут быть образованы от личных с помощью суффиксов  -ся, -сь. /Слайд №4/

 

У1 = У2 , У3 (суффикс=постфикс)

  4. Упр 168 (письменно) Комментарий к упражнению: Морфологические признаки безличных глаголов.

  Вывод: Безличные глаголы имеют категории вида и спряжения. /Слайд №5/

 

   ? А возвратности-невозвратности?

   ? Что дают учебники? У 1 =У2 = У 3 – о категории возвратности-невозвратности ничего не сказано. Почему? (Потому что эти категории постоянные, следовательно, их имеют и безличные глаголы).

  5.Упр. 169 (письменно по группам, анализирует один ученик из группы).  Комментарий к упражнению: Употребление личных глаголов в безличном значении.

   Вывод: Личные глаголы могут быть употреблены в безличном значении. /Слайд №5/

 

  У 1 = У 2 , У 3 – более полно, подробно.

 

  ? Назовите орфограмму, связанную с правописанием глаголов. (Гласная в окончании глаголов прошедшего времени).

  6. Упр. 170 (письменно).  Комментарий к упражнению: Изменение безличных глаголов по лицам, числам, наклонениям.

  ? Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?

 Вывод: Безличные глаголы имеют форму 3-его лица единственного числа настоящего времени или форму среднего рода единственного числа прошедшего времени. /Слайд №5/

 

  У 1 =У2 =У3

   ? А по наклонениям? ( У 1=У 2 –нет, У3-имеют форму только форму условного наклонения). /Слайд №5/                                                                                                        

                                                                                                                                                

  Ш.  Стадия рефлексии.

  ? Что узнали о безличных глаголах? (определение, морфологические признаки (категории), синтаксическая роль)

 

 Выводы: /Слайд №6/

   1. Безличные глаголы обозначают действие без действующего лица.

   2. По значению безличные глаголы делятся на 4 группы :

       а) состояние природы;

       б) состояние человека;

       в) различные модальные значения;

       г) мера наличия чего-нибудь.

   3. Безличные глаголы изменяются по временам.

   4. Безличные глаголы имеют только форму 3-его лица единственного числа настоящего времени, форму среднего рода единственного числа прошедшего времени., имеют форму условного наклонения.

   5. Безличные глаголы имеют постоянные категории: вид, спряжение, возвратность.

   6. Безличные глаголы могут быть образованы от личных с помощью суффиксов – ся, -сь.

   7. В безличном значении могут быть использованы личные глаголы.

   8. В предложении безличные глаголы выступают в роли сказуемого, при них нет подлежащего, следовательно, они употребляются в односоставных безличных предложениях.

  ? Что помогло составить более полное представление о безличных глаголах? (Изучение сведений о безличных глаголах в разных источниках).

 

  Тестирование. / при проведении тестирования возможно использование интерактивной доски ; функция «Найди соответствие»/

 Учащимся предлагаются тесты 3-х уровней: сильные учащиеся – 3-й уровень, средние – 2-ой уровень, слабые – 1-ый уровень.

                                          

                                                  Варианты тестов.

                                                     3-й уровень

 Укажите, к какой группе по значению относятся следующие безличные глаголы:

  а) обозначение явлений природы и состояния окружающей среды;

  б) физическое или психическое состояние живого существа;

  в) наличие, отсутствие, недостаток чего-либо.

   1)вечерело                                 4) нездоровится                               7) думается

   2) спится                                    5) пахло                                             8) хватит

   3) нездоровится                         6) работается                                    9) недостает

  

                                                     2-ой уровень

  Определите, в каких предложениях употреблен личный глагол, а в каких – личный глагол в безличном значении.

   1. Пахло зацветающей рожью.

   2. Растение сильно пахнет.

   3. Из-за туч тянет ветром.                                     а) личный глагол

   4. Он тянет лошадь под уздцы.

   5. Темнело быстро.                                                 б) личный глагол в безличном значении

   6. Что-то темнело вдали.

   7. С крыши капало.

   8. Молоко капало на пол.

                                                                                                                                             

 

                                                      

                                                              1-ый уровень

  Укажите номера предложений с безличными глаголами в роли сказуемого.

   1. Землю подморозило.

   2. Все похрустывает.

   3. Морозец освежает лица.     

   4. Пахнет ноябрем.

   5. Ветерок за собой манит.

   6. Нам дома не сидится.

 

  ИССЛЕДОВАНИЕ.

  Ученики, получившие индивидуальные задания на предыдущем уроке, представляют свои работы.

 

  Задание: «Безличные предложения в языке произведений А. С. Пушкина». (повести «Метель», «Станционный смотритель»). Какие безличные глаголы использует А. С. Пушкин в своих произведениях ( группы по значению)?

 

  Домашнее задание (на выбор).

 1. Упр. № 171

 2. Составить миниатюру-описание природы или состояния человека, используя безличные глаголы.

 

Приложение 1.

    Вопросы, которые могут быть предложены ученикам-консультантам, работающим по учебникам теории и  Справочнику школьника.

   - Каким членом предложения являются безличные глаголы?

   - Какие значения имеют безличные глаголы? На какие группы по значению  делятся безличные глаголы?

   - Как изменяются безличные глаголы?

   - Какие морфологические признаки (категории)  имеют безличные глаголы?

   - С помощью каких суффиксов могут быть образованы безличные глаголы от личных?

 

    Приложение 2.

   Работа ученицы по теме исследования « Безличные предложения в повести А. С. Пушкина «Метель».

 В повести А. С. Пушкина «Метель» используются следующие предложения с безличными глаголами:

    1. Все, казалось, утихло и заснуло.

    2. Уже давно смеркалось.

    3. В одну минуту дорогу замело.

    4. Рощи было не видать.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что автор использует безличные глаголы со значением «состояние природы».

 

Приложение 3.      Образцы работ домашнего задания.

   Зимний вечер. Уже стемнело. Морозит сильней. Хочется спать, но уснуть не могу, смотрю на звездное небо. Оно завораживает.

 

   Смотрю в окно. На улице метет. Мне не здоровится, хочется укрыться с головой и заснуть.

 

Прикрепленный файлSize
Безличные глаголы.ppt28 KB

»  Размещено в сообществах:   

На: Безличные глаголы


Давно интересуюсь модульным обучением. Интересный урок. Спасибо за идеи!

Татьяна




На: Безличные глаголы


Спасибо. Осваиваю ТРКМ. Ваш урок -помощник в понимании всех нюансов данной технологии.



Будем говорить по-русски!