Вы не зарегистрированы

Авторизация



Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 01:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Комарова Лариса Александровна
Место работы, должность: 
учитель МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района»
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
проследить связь традиций русской поэзии 20 века в поэзии саратовских поэтов; пробудить интерес к поэзии- помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов; расширить круг чтения учащихся, воспитывать чувство любви к природе родного края и его поэтам.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.      А. П. Гнутов. «Милая роща» (Современная русская лирика природы). Саратов Приволжское книжное издательство, 1992 год.

2.      М. А. Каришнев – Лубоцкий  «Саратовские писатели – детям» (Хрестоматия для начальной и средней школ) Саратов 2007 год.

 

« В природе есть редчайшие мгновенья».

Н. Палькин

Ход урока

Вступительное слово учителя. Ребята! Сегодня мы вновь обратимся к теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это получается у поэтов 20 века. Да, действительно, природа- это неразгаданная тайна. Русские поэты проявляли особый интерес к явлениям природы, каждый из них по-своему видел ее красоту, и передавал эти чувства в стихотворениях.         Александр Александрович Блок – один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции 19 века и повлиявший на всю русскую литературу 20 века. К его творчеству мы еще не раз будем обращаться. (Чтение наизусть стихотворений А.Блока)Об изменениях в природе и в душе человека ,происходящих весной, говорится в поэтических строках А.А.Ахматовой. ( Чтение наизусть стихотворения «Перед весной бывают дни такие»).

 Врачующую силу природы глубоко прочувствовал С.А.Есенин в целом ряде стихотворений. (Чтение наизусть стихотворений С.А.Есенина) Учитель. Ребята, предлагаю вам проследить, как выражают свое отношение к природе родного края наши земляки. Вот как это делает Н. Палькин в стихотворении «Родные русские картины».

   Ученик _1_Родные русские картины:                                               И провода электролиний,

                   Туман, плывущий по реке,                                             Текущие издалека,

                   И при дороге куст калины,                                             И как предвестье теплых ливней

                   И темный бор невдалеке;                                                Клубящиеся облака;

                         Стада, бредущие лениво                                                 И плутоватый взгляд девчонки,

                   К воде пологим бережком,                                             Гусей сгоняющей к реке, 

                   И колосящаяся нива,                                                         В короткой узенькой юбчонке,

                   Чуть тронутая ветерком;                                                   С пушком подушки на щеке.    

Учитель.   «Царством покоя» называет природу Саратовский поэт Евгений Грачев. Послушайте.

 

 

 

Ученик_2  В этом царстве - покой и томленье,                                В этом царстве тускнеет кольчуга,

                Над водою зеленая прядь,                                                Или меч, или перстень на дне?

                Ежевику не рвут на варенье –                                          С любопытством глядят друг на друга

                Переспела, кому собирать?                                              Две вороны на старой ветле.

 

               В котловане теченье, как щука,                                       Видно, в царстве порядок суровый,

               Под корягу не может нырнуть,                                        Поднимается кольцами ил,

               Притаились лягушки – ни звука,                                      Знал о битве здесь дуб двухметровый,

               Лишь кувшинки трепещут чуть – чуть.                            Но зимой его кто – то спилил.

Учитель.        Что особенного вы заметили в этом стихотворении?

Ученик_3___ Смена настроения человека передана сменой картин природы. Какая – то душевная тревога, грусть звучит в последних строках:

Знал о битве здесь дуб двухметровый,

Но зимой его кто – то спилил.

Учитель.  Осень…  Одно из любимых времен года поэта А. А. Пушкина. Много незабываемых строк посвятил поэт этой поре. Давайте посмотрим как описывают этот период наши поэты

Ученик_4__ Н. А. Кнушевицкая  «Осенний этюд».

Барабанит дождь по крышам,

На этюды Осень вышла.

Здесь мазок и там мазок –

Зажелтел вдали лесок.

И стоят кругом рябинки

В ярко – красных пелеринках.

Пруд, как блюдце, был простой –

Стал с каемкой золотой.

Дождь стучит, стучит по крышам,

А художница все пишет.

Пишет, пишет много лет

Осень свой автопортрет.

Учитель. Это стихотворение навевает веселое настроение. Можно ясно представить раннюю осень. А вот в другом стихотворении Н. Кнушевицкая с такой же легкой иронией описывает осенний пейзаж. Послушайте.

Ученик_5_ Н. А. Кнушевицкая «Сентябрь – первоклассник».

В школу идет                                                                                                      Любимый предмет у него -

Сентябрь – мальчишка,                                                                                   Рисование.     

В портфеле несет                                                                                              Осень - учительница

Интересные книжки.                                                                                        Сентябрю

Про птиц и грибы,                                                                                             Покажет, как надо

Про арбузы и дыни –                                                                                        Раскрасить зарю,

Сентябрь у нас                                                                                                    Березки в ближайшей  

Первоклассник отныне.                                                                                    Роще кудрявой,

Он краски давно                                                                                                 Поможет цвета подобрать

Приготовил заранее,                                                                                         Для дубравы.

                                                                         Сентябрь – ученик                                                        

                                                                         Прилежный, послушный.

                                                                         Он угостит нас

                                                                         Спелою грушей.

                                                                         И утром прохладным

                                                                         Без опоздания

                                                                         Опять прибежит

                                                                         На урок рисования!

Учитель. Гармоничную связь природы и человека мы наблюдаем в стихотворениях Е. Грачева.

Ученик_6__ Е. Грачев «Осеннее приведение».

Туман ползет по огороду,                                                   И на лугах, и на поляне

Крадется к лесу и мосту,                                                     Цветастый бересклет отцвел -

Гусей пуская на свободу,                                                    Его листки, как кожа в бане,

Качая звезды на кусту                                                          Где пышет влагою                                                            

Играя тростником болотным,                                            Туман у школы и правленья

Пугая чем – то глухаря,                                                         На ферме, где подъемный кран,    

Дыша то теплым, то холодным                                          Туман похож на приведенье, 

Уже дыханьем сентября.                                                      А приведенье - на туман.

 

Учитель. Своеобразна пейзажная лирика Исая Тобольского. Вот как он описывает осень. Послушайте.

Ученик_7__ И. Г. Тобольский «Осень».

Зябнет в лужицах вода,                                                                  Гуси утренней порой

Бродят низко тучи,                                                                           К югу улетели…  

Затянуло провода                                                                            Ну, теперь не за горой

Инеем колючим.                                                                              Вьюги и метели!  

Съежились воробушки,

Спрятали головушки.

Учитель. Образ легкого летнего дождя рисует своими поэтическими строками М. С. Муллин. Он с иронией называет дождь мальчишкой, который проплясал чечетку у двери, и «Как ребенок дует пузыри»

Ученик_8__ Михаил Муллин «Слепой дождь».

Дождь – мальчишка пробежал                                                Шалопай безудержный,

                                            по лугу,                                                                                        ребенок,

Сам не зная для чего, куда,                                                       Впрягся, как в дугу,

Солнца луч, как тоненькую                                                                                в цветистый мост,

                                                руку,                                                 Наперегонки с ним жеребенок   

В капли разодел,                                                                          Бегает, подняв

                              как в жемчуга.                                                                             кудрявый хвост.

Говорит взахлеб, пойми                                                            В огороде постоял немножко,

                                     хоть слово,                                               Выкупал подсолнух – каравай.     

Проплясал чечетку у двери,                                                     И кричит девчонка

А теперь совсем уж                                                                                                           из окошка:

                                   бестолково,                                               «Дождик, дождик,

Как ребенок, дует пузыри.                                                                                     пуще поливай!»

Учитель. Какое значение имеет название стихотворения? Какие строчки это подтверждают?

Ученик__9_  Дождь мальчишка пробежал

                                                                по лугу,

                      Сам не зная для чего, куда,

 

Учитель. Чувство тайны и загадочности передает А. Б. Амусин в своих строках.

 

 

Ученик_10__  Александр Борисович Амусин «Ну, вот и все – темнеет снег…»

Ну, вот и все – темнеет снег,                                                          Раскрылись звезды в тишине,

Метель охрипшая плетется                                                          Дыханием весны согреты,  

На костылях, из старых слег…                                                        Усталый месяц снял шинель,

Сосулька исповедью льется.                                                          Блеснув над речкой эполетом…

В окне без белого – черно,                                                             Ну, вот и все! К чему слова! 

Ручьями пахнут двор и сени.                                                          На ветках скоро вздрогнут почки,  

Дороги древнее сукно –                                                                   И вспыхнет первая листва

В заиндевелых нитках сена.                                                            Зимы последним многоточьем…

Учитель. Несколько иначе описывает весенний пейзаж Н. А. Кнушевицкая. Послушайте.

Ученик_11__  Н. А. Кнушевицкая  «Весна».

Весна потихоньку                                                                            И, позабыв

На цыпочках входит,                                                                      Про зимнюю стужу,

И вот уже речка                                                                               Весело птички

В темных разводьях,                                                                      Купаются в лужах.

И солнышко выше,                                                                         И дымкой зеленой

Лучи горячей,                                                                                  Оделись леса,                                                          

И крик не смолкает                                                                        И манят своей синевой               

Грачей – трубачей.                                                                          Небеса!

Учитель. Почувствовать красоту природы родного края через поэтическое слово, через ассоциации, воспоминания поэта можно прочитав стихотворение Анатолия Передреева.

Ученик_12__ Анатолий Передреев «Окраина».

Околица родная, что случилось,                                                      Как будто бы под сенью этих вишен,

Окраина, куда нас занесло?                                                              Под каждым этим низким потолком

И города из нас не получилось,                                                        Ты собиралась только выжить, выжить,

И навсегда утрачено село.                                                                  А жить потом ты думала, потом.

 

Взрастив свои акации и вишни,                                                         Окраина, ты вечером темнеешь,

Ушла в себя и думаешь сама:                                                             Томясь большим сиянием огней,

Зачем ты понастроила жилища,                                                         А на рассвете так росисто веешь  

Которые ни избы, ни дома?!                                                               Воспоминанием свежести полей. 

                                                          

И тишиной, и речкой, и лесами,

    И всем, что было отчею судьбой…

  Разбуженная ранними гудками,

                                                                    Окутанная дымкой голубой!

Работа в группах. Определить размер стихотворений.(Задания на карточках).

Подведение итогов и домашнее задание.

Учитель. Ребята, познакомившись со стихотворениями саратовских поэтов, вы смогли прочувствовать красоту родной природы, лично воспринять и осмыслить образы, созданные поэтами. Поэтому, я предлагаю вам дома сделать иллюстрации к понравившимся вам стихам. А если кто сможет ,сам пусть сочинит стихотворение или рассказ, где будет пейзажная лирика (описание природы) родного края.

 


»  Размещено в сообществах:   

На: Родная природа в стихотворениях русских поэтов


Тема "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века" очень интересная. Можно было сопровождать чтение учащимися стихотворений видеофрагментами о природе, музыкой русских композиторов. Лучше провести такой урок в форме  творческой мастерской. Коллега.




На: Родная природа в стихотворениях русских поэтов


Тема "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века" очень интересная. Можно было сопровождать чтение учащимися стихотворений видеофрагментами о природе, музыкой русских композиторов. Лучше провести такой урок в форме  творческой мастерской. Коллега.



Будем говорить по-русски!