Вы не зарегистрированы

Авторизация



Раннее творчество В.Маяковского

Фото пользователя Валерия Сергеевна Шевелева
Submitted by Валерия Сергеевна Шевелева on чт, 05/02/2009 - 17:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шевелева Валерия Сергеевна
Место работы, должность: 
ХПК, преподаватель
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 
Исследовать особенности раннего творчества В.Маяковского, проследить его связь с футуризмом Формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности, а именно, над высоким уровнем самостоятельности в работе с литературой, публицистикой. Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, на основе анализа различных точек зрения, составлять план. Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи. Определить роль учителя на уроке: активизировать познавательную деятельность учащихся, следить за ходом рассуждения, если удастся - дискуссии; поощрять инициативу учащихся по всестороннему изучению вопроса, помогать в формулировке выводов и обобщений; постоянно связывать мировоззрение и творчество писателя со своим временем; заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о личности Маяковского, его жизни, прочитать его произведения.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.Маяковский.Поэмы

В.Маяковский.Лирика 

Используемая методическая литература: 

В.В.Шапошникова.И все души моей излучины..." Методическое пособие  по литературному анализу.Московский лицей, 2001

Библиографические словари

Используемое оборудование: 

Медиаоборудование( компьютер,проектор, экран)

Используемые ЦОР: 

Презентация ученика "Футуризм"

Презентация учителя " В.Маяковский и футуризм"

 

Краткое описание: 
Медиаурок, посвященный творчеству В.Маяковского и связи ранних произведений поэта с футуризмом(изучение нового материала) с использованием презентации ученика и учителя

1) Актуализация полученных знанией о модернизме .

«Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души» 
Цель: Исследовать своеобразие раннего творчества
 В. Маяковского
Слайд 1___________________________________________________________________
Отрывок  из поэмы В. Маяковского “Во весь голос»
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Уважаемые 
товарищи потомки!
Роясь 
в сегодняшнем
окаменевшем г….
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор.
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.
 

2)Вместе с учениками  устанавливаем  критерии самооценки( три уровня)

3)Рассказ о футуризме- защита презентации ученика.


_Слайд 2___________________________________________________________________
Детство и юность
 Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).
 В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.

(Осенней ночью 1912г. на Сретенском бульваре в Москве прогуливались двое: коренастый, плотный мужчина лет тридцати и высокий, худой, неважно одетый молодой человек. Они о чем-то спорили. Остановились. Молодой человек, скрывая волнение и оттого не совсем уверенно владея своим великолепным рокочущим басом, прочитал стихи. Сказал спутнику, что это стихи одного его знакомого. На ночном бульваре разыгралась бурная сцена.

- Да это же вы сами написали! – воскликнул коренастый мужчина. – Да вы же гениальный поэт.

Утром следующего дня молодой человек – Владимир Маяковский – был публично объявлен гениальным. “Пришлось писать”. И тогда появилось “первое профессиональное” стихотворение “Ночь”, потом – “Утро”. Спутником Маяковского был Давид Бурлюк.

А 17 ноября в артистическом подвале “Бродячая собака” состоялось первое публичное выступление Маяковского с чтением стихотворений.)

 

 


 

4)Основной материал. Используем презентацию Маяковский и футуризм.
 В 1915—1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА"). В 1919 г. вышло первое собрание сочинений поэта — "Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919". В конце 10-х гг. Маяковский связывает свои творческие замыслы с "левым искусством", выступает в "Газете футуристов", в газете "Искусство коммуны".
  Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта искусств) (1922—1928). В 1922—1924 гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях: "Как работает республика демократическая?" (1922); "Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)" (1923) и ряд других. В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический цикл "Париж"); в 1925 г. состоится поездка Маяковского по Америке ("Мое открытие Америки"). В 1925—1928 гг. он много ездит по Советскому Союзу, выступает в самых разных аудиториях. В эти годы поэт публикует многие из тех своих произведений: "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" (1926); "По городам Союза" (1927); "Рассказ литейщика Ивана Козырева..." (1928).
  Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в штанах" (1914—1915) и "Флейта-позвоночник" (1915), вторым актом—поэмы "Война и мир" (1915— 1916) и "Человек" (1916—1917), третьим актом — пьеса "Мистерия-буфф" (первый вариант—1918, второй—1920— 1921) и поэма "150 000 000" (1919— 1920), четвертым актом—поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом—поэма "Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп" (1928—1929) и "Баня" (1929—1930), эпилогом—первое и второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928—1930) и предсмертное письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.
  Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка, кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского — трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны

Творческий дебют Владимира Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Как всякий большой художник, он пришел в искусство с заявкой нового зрения. Причем заявка была демонстративной, а жажда незнаемого, эпатаж — по-мальчишески вызывающими. Поэтому, читая в классе самые ранние стихи Маяковского «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!», «Адище города» и другие, можно захватить юношеское воображение мгновенно, без специальных разысканий «в курганах книг, / похоронивших стих
 Неустроенный, он ненавидит быт, всегда для него мещанский («Желудок в панаме!»), бедность прикрывает экстравагантной «кофтой фата», душевную слабость и ранимость — резкостью жестов и нагловатость

 


 В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения "Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских кубофутуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности». 

Футуристы или будетляне?
 Между русским футуризмом и его итальянским много общего: пренебрежение к культуре прошлого, желание создать не только новое искусство, но и новое общество (нового человека), урбанистические мотивы (особенно в творчестве В.Маяковского и В.Шершеневича), лозунг итальянцев «слова на свободе» в манифестах кубофутуристов. 
 Русские футуристы эпатировали публику не только своими произведениями, но и внешним видом, манерой держаться.
 Газета того времени описывала одно из выступлений футуристов: «Занавес раскрывается. На сцене сидят три «пророка» в шутовских нарядах. В середине Маяковский в желтой кофте, черном галстуке, с цветком в петлице. По одну сторону – Бурлюк – в грязно-сером сюртуке, щеки и лоб его расписаны синей и красной краской. По другую – Каменский, в черном плаще с блестящими звездами и аэропланом на лбу. Сим странным способом этот господин, очевидно, желает сообщить публике, что он не только сочиняет стихи, но и водит самолеты….. Крики, свист, аплодисменты»

 Лингвистический анализ  стихотворений "Нате!", "Послушайте", поэмы "Облако в штанах"


Исследуем лирическое произведение  
 Какие строчки характеризуют лирического героя, какие представляют тех, кому герой бросает вызов? 
 Какая метафора помогает представить мир лирического героя?
 Как показаны ценности поэта(героя) и ценности толпы?


Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.


Противостояние лирического героя и окружающего мира, эпатажность поведения героя, его одиночество



 Душа героя тоскует по неземной красоте, желание соприкоснуться с этой красотой вырастает до космических размеров, заполняет собою весь мир. Для героя вопрос о звёздах — основной вопрос, он знает ответ на этот вопрос; а другие? Попытка реализовать свои потребности в гармонии с окружающим миром для героя оборачивается драмой.
 Нигилист и жадный искатель впечатлений, он безмерно любит себя и столь же преувеличенно в себе неуверен. Он живет на переходе, в центре столкновения нового и вечного, и тем близок новым поколениям любых эпох.

Особенности футуристического искусства

 Преодолевая гармоничность и психологизм предшествующей литературы, футуристы намеренно «остраняли» явления, лишали восприятие автоматизма: они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого слова. 




Выводы

Футуризм Маяковского


 Футуризм Маяковского не ограничен созиданием форм. Кроме стремления овладеть мастерством, он включал в себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоцельности слова, но там же заявлено: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». 
 Футуризм Маяковского — опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества.
 


Вопросы и задания
1. Каковы основные принципы западного и отечественного футуризма?
2. Что объединяет художников-авангардистов и русских поэтов-будетлян?
3. Расскажите о восприятии вызывающего поведения и творчества футуристов современниками. Поделитесь собственными впечатлениями.
4. В чем своеобразие футуризма В. Маяковского? Обратите внимание на наглядность его образов, особенности композиции и метафорического ряда произведений.



 Охарактеризуйте поэму по плану
 тематические мотивы 
 единство композиционных частей 
 герой и мир 
 речевое и интонационное выражение основного конфликта 
 пафос произведения. 



Вопросы и задания по поэме
 Сравните «Облако в штанах» с ранними стихотворениями. Что их объединяет?
 Какие устойчивые качества отличают героя ранней лирики В.Маяковского? 
 Выделите в поэме самые впечатляющие, с вашей точки зрения, образы. Что сообщает им особую энергию и выразительность?  
 Оцените свою исследовательскую деятельность .


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 
 Подготовить сообщение о послереволюционном творчестве В.Маяковского в Окнах сатиры РОСТА. Первая российская реклама.
 Продолжите обобщение по изученным произведениям:
________________________________________  

 

5)Рефлексия.Самооценка.

 

Прикрепленный файлSize
Mayakovskyl.jpg45.27 KB
Футуризм.ppt367 KB
МАЯКОВСКИЙ.ppt233.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Раннее творчество В.Маяковского


Валерия Сергеевна, прикрепите, пожалуйста, эту страничку к сообщесту учителей искусства, будем очень признательны, с уважением Антонина Александровна.

С уважением, Антонина Александровна




На: Раннее творчество В.Маяковского


Уважаемая Валерия Сергеевна. Спасибо Вам за очень интересный и нужный на уроках по творчеству В.Маяковского материал. Воспользуюсь им на своих уроках. Ирина Николаевна- учитель высшей категории.



Фото пользователя Валерия Сергеевна Шевелева

На: Раннее творчество В.Маяковского


Уважаемая Ирина Николаевна! Рада , что размещенные материалы оказались полезными. Приглашаю Вас на мои сайты- пишите в форумах и комментариях, что заинтересовало. http://lingvist.ucoz.ru/forum/ http://profobrazovanie.ucoz.ru/

С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края




Фото пользователя Елена Васильевна Заика

На: Раннее творчество Маяковского


Уважаемая Валерия Сергеевна! Большое спасибо за  конспект урока по Маяковскому. Вы проделали большую и интересную работу. Успехов вам в жизни, благодарных учеников.  С уважением ,Заика Е.В.




На: Раннее творчество В.Маяковского


Валерия Сергеевна, огромное спасибо за предложенный конспект. Если честно, "наткнулась" на него совершенно случайно, и очень рада, что встретилась с вашей работой.




Фото пользователя Елена Викторовна Суздалова

На: Раннее творчество В.Маяковского


Уважаемая Валерия Сергеевна! Вы проделали колоссальную работу, привлекли к ней учащихся. Материалы очень ценные. Спасибо Вам. Дальнейших творческих успехов в освоении формы презентации.




Фото пользователя Елена Викторовна Суздалова

На: Раннее творчество В.Маяковского


Валерия Сергеева, приглашаю вас к участию на страничку: Разработка методики применения ЦОР
http://www.openclass.ru/wiki-pages/86824
 Ваше мнение будет интересно участникам!




Фото пользователя Светлана Рустамовна Хафизова

На: Раннее творчество В.Маяковского


Спасибо Вам за предоставленный материал. Ваша разработка мне очень помогла на уроке литературы. Желаю Вам в дальнейшем непрерывной работы в разработке уроков.



Фото пользователя Наталия Георгиевна Макарова

На: Раннее творчество В.Маяковского


Валерия Сергеевна, спасибо за очень интересный, ценный материал. Желаю вам больших творческих успехов.




Фото пользователя Наталия Георгиевна Макарова

На: Раннее творчество В.Маяковского


Валерия Сергеевна, спасибо за очень интересный, ценный материал. Желаю вам больших творческих успехов.