Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сказкотерапия

Submitted by Наталья Евгеньевна Услугина on вс, 13/03/2011 - 22:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Услугина Наталья Евгеньевна, Услугина Татьяна Сергеевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №1, г.Курлово, учитель начальных классов; студентка ФПиМНО ВГГУ
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
Сказкотерапия как средство формирования личности.

 

1 слайд.

«Жили, были…», «В некотором царстве…» - начинается сказка, начинается жизнь.

2 слайд.

 Первыми на пороге детства нас встретили вечные и неизменные Красная Шапочка, Курочка Ряба, Колобок и Теремок.

3 слайд.

Но мы росли и становились все старше, и все больше сказок сопровождало нас в пути, и каждая делилась с нами своей историей – учила, развлекала и утешала.

4 слайд.

А когда сказки поделились с нами всем, что знают сами – мы стали взрослыми, и пришло время расстаться. Сказки пожелали нам доброго пути, попросили не забывать их и все чему они нас научили, а потом долго, долго смотрели, как мы уходим по дороге своей жизни, и махали вслед рукой. Но мы так и не оглянулись…

А ведь можно еще все изменить. Можно жить вместе со сказкой. Можно жизнь саму сделать, хоть чуточку, но похожей на сказку. И начать нужно еще тогда, в детстве.

Придя в школу, ребенок уже знаком со сказкой. В сказочном мире ему легко и спокойно. Здесь он чувствует себя как дома. Именно поэтому самым доступным и широко используемым средством воспитания в начальной школе является сказка.

5 слайд.

В то время как сказка рассказывает ребенку свои увлекательные истории, нам, взрослым, она может очень многое поведать о самом ребенке.

Сказкотерапия – это использование диагностической роли сказки, позволяющей выявить эмоционально-личностные проблемы ребенка и с помощью той же сказки скорректировать их. Сказкой можно многое сформировать и воспитать. Поэтому  сказкотерапия – широко применяемый метод.

Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

6 слайд.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

7 слайд.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и психологи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.

8 слайд.

Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.

9 слайд.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

В нашей работе сказкотерапия рассматривается как интеграция всех вышеперечисленных понятий. И именно такой вид сказкотерапии предлагается использовать учителю начальных классов.

10 слайд.

В деятельности учителя начальных классов, как правило, ярко выражен управленческий аспект, так как дети нуждаются в постоянной организации. Отношение учителя к детям характеризуется большой теплотой и заботой в сочетании с разумной требовательностью. Дети платят учителю бесконечным доверием, они обращаются со всеми вопросами к учителю. Многие учителя хорошо понимают, что фундамент развития личности закладывается в начальных классах, и строят работу так, чтобы обеспечить условия для разностороннего совершенствования личности.

11 слайд.

Круг основных обязанностей определен Положением о классном руководителе [11]. Главными направлениями его деятельности следует считать: всестороннее изучение учащихся, заботу о повышении успеваемости учащихся, о нравственном воспитании, внимание к здоровью и физическому развитию детей, повышение их культурного уровня и эстетическое развитие, работу с родителями, сплочение детей в дружный коллектив.

12 слайд.

Классный коллектив – вторая семья для младшего школьника. И приспособиться к нему просто необходимо.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

13 слайд.

Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

·         каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность);

·         у каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности;

·         каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения;

·         все члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.

14 слайд.

Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата в классах начальной школы являются следующие:

à        включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства;

à        использование игры;

à        формирование общих традиций;

à        создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий;

à        стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;

à        наличие активной позиции педагога по отношению к классному коллективу;

à        привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.

Эти способы реализуются с помощью сказкотерапии

15 слайд.

Функции сказок:

— сказка восполняет пробелы индивидуальной истории ребенка и дополняет ее общечеловеческой информацией;

— сказка позволяет актуализировать вытесняемые ребенком моменты личной истории;

— сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;

— сказка отображает внутренний конфликт ребенка и дает возможность размышлять над ним;

— сказка является символическим «буфером» между ребенком и сказкотерапевтом;

— сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций;

— сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы.

16 слайд.

Формы работы со сказкой:

       Анализ сказок. Цель – осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.

       Рассказывание сказок. Можно рассказывать от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.

       Переписывание и дописывание сказок. Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета.

       Сочинение сказок. Сказка сочиняется ребёнком в соответствии с собственным жизненным путём.

       Постановка сказок. Воспитатель на основе индивидуальных особенностей каждого участника подбирает им соответствующие роли в сказке.

Технология сказкотерапии позволяет формировать благоприятный психологический климат и каждого отдельного представителя, личность которого важна для классного коллектива.

17 слайд.

Сказка позволяет решить следующие задачи:

18 слйд.

- Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта.

19 слайд.

- Совершенствование вербального языка.

20 слайд.

- Развитие фантазии, воображения.

21 слайд.

- Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

22 слайд.

- Развитие эмпатии и умения слушать других.

23 слайд.

- Развитие чувства юмора.

24 слайд.

- Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи).

Выводы:

- Предложенная методика (как и сказкотерапия в целом) является подходящим инструментом для коррекции структуры личности, особенно учитывая тот факт, что даже после окончания игрового процесса остается уверенность в существовании «Страны детства», из которой всегда можно «перенести» в реальную жизнь различные позитивные события.

- Методика проста и удобна для использования; при соответствующей готовности терапевта может проводиться даже в нестандартных условиях (например, на природе).

- Методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить эмпатию и чувство юмора.

- Методика применима как при работе с детьми, так и в смешанных (взрослых) группах.

- За время сеансов сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.

- В смешанных группах (дети и их родители) формируются (восстанавливаются) нормальные внутрисемейные отношения, появляется эмпатия у родителей по отношению к детям, а у детей – к родителям, «принятие» ребенка таким, какой он есть; это позволяет применять методику в группах, состоящих из родителей, имеющих детей с различными расстройствами (в частности с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелыми формами ДЦП).

- Возможно постоянное усовершенствование методики, а также творческое самовыражение в процессе терапии и личностный рост самого терапевта, являющегося одновременно и участником игры.

25 слайд.

Сказкотерапия – один из самых эффективных помощников в формировании личности ребенка и всех ее составляющих.

26 слайд.

Духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.