Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие чувственного восприятия у детей с нарушением слуха на уроках изобразительного искусства.

    Выберите действие:

Фото пользователя Людмила Львовна Алимасова
Submitted by Людмила Львовна Алимасова on Sat, 30/07/2011 - 09:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Алимасова Людмила Львовна
Место работы, должность: 

БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №3» Минобразования Чувашской Республики

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Логопедия
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Технология
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p>Статья&nbsp; о влиянии эмоциональных переживаний на уроках изобразительнго искусства на вербализацию и эстетическое развитие глухого ребенка.</p>

Алимасова Людмила Львовна

Учитель изобразительного искусства высшей категории  РГОУ «С(К)ОШ для глухих, слабослышащих и позднооглохших» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Развитие чувственного восприятия

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДЕТЯХ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

 

« Чтобы вербализовать эстетические или сенсорные качества среды, необходимо переживать определенные ощущения.»

Костер Джоан Буза

Рисование способствует сохранению и воспроизведению в сознании глухих и слабослышащих детей прежних впечатле­ний, опытов и той роли, которую играет в искусстве психика — работа «внутреннего человека».

Изобразительное искусство — это первая письменность, более то­го, первый язык. Детское творчество отражает то, как сознание ребенка постигает — «ощупывает» — мир: сначала возникает некое рассудочное представ­ление о мире, а уже потом эти интеллектуальные по­строения облекаются в словесные формы. Мир ося­зается, пробуется на вкус, обозревается. Линии, цвет, рельеф поверхности — все это обнаруживается и ста­новится открытием, когда ребенок пачкается пастой, наносит черную краску поверх белой. Именно через такое исследо­вание материалов и окружающей среды юные художники начинают вырабатывать графическиесимволы для представления своих мыслей. Поэтому на своих уроках я стараюсь предоставить детям необычные и неожиданные переживания и ощущения. Даже минута исследования необычной фактуры или переживания невиданного зрелища крайне благоприятна для эстетического   развития ребенка. Новые сведения, получаемые учеником по ходу исследования его же собственных, но необычных переживаний, обогащают его таким опытом, который просто невозможно приобрести в будничном обращении с привычными предметами. В любой деятельности изобразительного искусства есть чувственные элементы. Как учитель я ищу это чувственное начало, открываю его своим воспитанникам и учу выражать их свои ощущения и переживания средствами ИЗО.  Предлагая задания, стараюсь использовать различные материалы сенсорного характера: зрительного, осязательного обонятельного, вкусового и даже слухового.  Зрительный - чтобы дети увидели привычное по-новому – такое переживание готовит учащихся к принятию непривычных и незнакомых образов, которые, быть может, встретятся в их дальнейшей жизни. А если они научатся находить разницу между цветами и разными плоскими и объемными формами, это поможет им видеть мир четче, определеннее и осмысленнее. Поэтому на своих уроках даю игры с визуальными элементами:

 «цилиндрический видоискатель», называя его «телескоп» или «подзорная труба (их несколько). На один  конец каждой трубки наклеиваю разноцветный целлофан. Также, применяю липкую черную бумагу, понаделав в ней дырочек. А дети украшают свои зрительные трубки разноцветными декоративными элементами;

«окошки в картоне». Прорезаю в жестких картонных карточках проемы различной величины и формы, для прочности обтягиваю картон с прорезями прозрачной липкой лентой. Экспериментирование состоит в изменении окраски поля зрения – прорези заклеиваю целлофаном или прозрачной лентой различных расцветок;

«картинки в рамках». Готовлю набор рамок из чертежной бумаги или картона разного размера, формы, вида и разным распределением прорезанных в них отверстий по площади рамки. Учащиеся накладывают рамки на свои рисунки и другие художественные работы – на книжные иллюстрации, на журнальные страницы и др., получая забавные или  интересные эффекты, выделяя, к примеру, мелкие детали;

«поискать на столе, посмотреть вокруг стола». Ставлю на уровне детских глаз предмет, провоцирующий на поиски непривычных способов видеть окружающее. Это и лента из алюминиевой фольги, гладкой и мятой, закрепленная на картоне, различные кристаллы, лупы, увеличительные стекла, калейдоскопы, фасеточные видоискатели, зеркала, солнцезащитные очки, голограммы на металлизированной бумаге, прозрачная  цветная и фактурная пластмасса, прозрачные пластмассовые шарики с водой и небольшой аквариум;

«цветные огоньки». Ставлю в классе настольную лампу. Вкручиваю в патрон лампы разноокрашенные лампочки, и пусть ребята посмотрят на привычные вещи в «новом свете».

Многие уроки строю с использованием компьютеров. На них ребята с удовольствием собирают пазлы с изображением художественных произведений, создают картины в CorelDraw, рассматривают презентации по теме урока и др.

Художественная деятельность не обходится без данных, поступающих через органы осязания. Рисование пальцем, соленое тесто для лепки, липкий клей – все это и многое другое обследуется, ощупывается чувствительными и чуткими пальцами. Инструментарий художника, а это кисти, ножницы, печати и прочие предметы, ощущается осязательно, как та или иная фактура, но и как давление: ладонь давит на инструмент, например на карандаш, который давит на поверхность основы, а противодействие поверхности передается в обратном направлении и через инструмент и ладонь сообщает мозгу. По мере того как ученики осваиваются с художественными материалами, забочусь о том чтобы ребята все лучше понимали свои тактильные ощущения и все успешнее выражали это словами. Употребляю различные слова для описания фактур: шелковистый, мягкий, гладкий, вязкий, металлический, грубый, шероховатый, выпуклый; температуры:холодная краска, пластелин нагрелся; давления: сильно давишь на карандаш, сильнее нажимать едва каешься листа кисточкой. Интересно работать с интерактивной доской, которая дает возможность использовать  зрительные и осязательные рецепторы одновременно, и также развивает кинестетические чувства. Например, даю такие задания, при которых ученики рисуют на доске одним пальцем, или ладонью, или тыльной стороной ладони, либо «ребром»ладони, одновременно ориентируясь на необычно больших форматах работы. Говорю: «у тебя широкие движения по холсту – рука идет то вверх, то вниз; а теперь ты наносишь много мелких штрихов; как быстро движется твоя рука…и др.»

Запахитоже участвуют в создании произведения искусства. Пастельные карандаши пахнут воском, клейстер – мятой, клей ПВА едва ощутимо отдает аммиаком – так, что обоняние волей-неволей становится неотъемлемой составляющей всякого творческого исследования. Запахи, сопутствующие художественному творчеству, нередко сплетаются в сознании с возникающими произведениями, да и с самим творчеством, и эта связь, родившаяся  еще в детстве, сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Поэтому слежу, чтобы в классе всегда было чисто, а все запахи были свежими. При необходимости использую освежитель воздуха, ароматический состав различных масел, руководствуясь возможно более приятным запахом, но перед этим выясняю, нет ли учеников сильно подверженных аллергии.

Чувство вкуса, практически, задействую крайне редко, а при работе над натюрмортом, прошу описать визуальные и фактурные свойства различных пищевых продуктов: богатые оттенки розового и зеленого у арбуза, оранжевые круги порезанного апельсина, пузатые подушечки шоколадного батончика и т.п.

Бывает, что уроки проходят почти в полной тишине, а бывает, что сопровождаются громкими звуками. Звуки, в коррекционных классах IIвида, сопровождающее детское творчество, стихают или нарастают по мере того как юные художники входят в творческое состояние либо радостно общаются со своими товарищами, делятся впечатлениями.

Почти невозможен такой стимул, который действует только на один орган чувственного восприятия, оставляя не тронутым все прочие, все они действуют в совокупности. Дети растут быстро и позднее переживают прежние ситуации совсем иначе. Главное – не опоздать!

Литература

1.  Костер Д.Б. Растим художников: преподавание искусства детям.-Москва : АСТ Астрель – 2006.- С.199-228

2.  Петер А.Я. Воспитание и обучение глухого ребенка.- Москва:ACADEMiA – 2003-С.37-44

3.  Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство».– Москва: компания Спутник.- 2004- С.160 - 200