Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические рекомендации по проведению Дня семьи в образовательном учреждении

Фото пользователя Наталия Геннадиевна Каргина
Submitted by Наталия Геннадиевна Каргина on Tue, 17/03/2009 - 18:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Каргина Наталия Геннадиевна, Ушакова Ирина Анатольевна
Место работы, должность: 
ГОУ ДПО "СарИПКиПРО", методист лаборатории педагогических технологий кафедры педагогики ГОУ ДПО "СарИПКиПРО", старший преподаватель кафедры педагогики
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Практические материалы, представленные авторами-составителями, способствуют реализации проведения Дня семьи в своем образовательном учреждении; помогут педагогам установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Саратовский институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

 

 

Лаборатория педагогических технологий обучения и воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ

 

по проведению Дня семьи

в образовательном учреждении

 

 

 

 

 

 

 

г. Саратов – 2008

 

 

 

 

ББК 74.00

УДК 37.013.75 (082)

ISBN – 5 – 93888 – 724 – 0

 

 

          Составители:    Каргина Н.Г. – методист лаборатории педагогических                                   технологий обучения и воспитания

                                     Ушакова И.А., - старший  преподаватель кафедры педагогики

 

 

         Авторы-составители описывают наиболее эффективные формы и способы проведения Дня семьи в образовательном учреждении. Методические рекомендации включают в себя конкретные механизмы вовлечения семьи в образовательное пространство школы.

         Практические материалы, представленные авторами-составителями, способствуют реализации проведения Дня семьи в своем образовательном учреждении; помогут педагогам установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Данные методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов, методистов, старших вожатых.

 

           

             Рецензенты:                                                                                                       С.Б. Ступина -  к.п.н.,  доцент кафедры педагогики и психологии ИДПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского

Н.А. Полякова - к.п.н., доцент кафедры педагогики ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»                                                                                               

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

 

 

Ó Саратовский институт повышения квалификации и

                                   переподготовки работников образования

                                   Каргина Н.Г.

                                   Ушакова И.А.

 

 

                                                     Методические рекомендации

по проведению Дня семьи в образовательном учреждении

 

         Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и  общества в целом.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первых дней своего  существования. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи, в котором у ребенка формируется восприятие мира, людей, самого себя. Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи – все это накладывает неизгладимый отпечаток на ребенка. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, и,  прежде всего, в области общения, человеческих отношений. Только в семье ребенок получает опыт совместной жизни, поэтому то, каким он вырастет, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число гражданских браков увеличивается по сравнению с числом браков, заключенных официально. Значительное влияние на позицию молодых людей в этом вопросе оказали особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у школьников относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм. Поэтому одним из актуальных направлений воспитания подрастающего поколения является воспитание будущего семьянина.

Идея учреждения Дня семьи первоначально возникла на международном уровне. В 1989 году, желая обратить внимание общественности разных стран на проблемы семьи, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1994 год Международным годом семьи. 20 сентября 1993 года Ассамблея приняла резолюцию, в соответствии с которой, начиная с 1994 года, 15 мая ежегодно стало отмечаться как Международный день семьи.

Учреждая этот день, Центр ООН по проведению Дня семьи предполагал, что празднование Дня на национальном уровне будет способствовать представлению проектов, ориентированных на семьи, проведению дискуссий по проблемам семьи, конференций и фестивалей.

 

Тематика Международного дня семей каждый год разная. Главной темой в 2005 году, например,  была «Воздействие ВИЧ и СПИДа на благополучие семьи», в 2006 году - «Меняющиеся семьи: вызовы и возможности», в 2007 году - «Семьи и инвалиды». Ежегодно по текущей теме Международного дня семьи публикуются послания Генерального секретаря ООН.

В Российской Федерации Международный день семьи отмечается с 1995 года. А 2008 год указом президента РФ был объявлен Годом семьи. Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление института семьи. По словам Дмитрия Медведева, «наша главная задача – вернуть российской семье тот авторитет, который она имела в начале прошлого века».

         Одной из форм реализации государственной программы, посвященной Году семьи в России, может стать проведение "Дня семьи в образовательном учреждении", который в той или иной степени затрагивает основные стороны семейных отношений. Реализация этого мероприятия создает условия для получения практических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия в семье.

          Цель мероприятия: воспитание ценностного отношения к семье; формирование позитивного опыта семейных отношений.

Задачи:

·        воспитание у школьников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;

·        возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;

·        развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей;

·        воспитание в душе ребенка гармоничного видения мира;

·        установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей.

Формы проведения: викторина, виртуальное путешествие, игра, беседа, диспут, классный час с использованием архивных и видеоматериалов, встреча с интересными людьми, фотовыставка, семейная гостиная, конкурс рисунков, круглый стол, конкурс, спортивное соревнование, концерт.

Оборудование: мультимедийный проектор, телевизор и DVD-проигрыватель, фотографии, рисунки детей, поделки, стенгазеты и плакаты,  журналы (для создания коллажа), картинная или фотогалерея.

При подготовке данного мероприятия необходимо учитывать возрастные особенности школьников:

·        учащимся младшего школьного возраста следует рассказать о семейных традициях,   о роли матери и отца, о взаимовыручке и доброжелательных отношениях  в семье;

·        учащихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с основами генеалогии, рассказать о семейных обязанностях; осуществить проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн);

·        учащимся старшего школьного возраста рекомендуется уделить внимание проектированию будущей семьи, формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных  работ по данной теме. 

 

Примерные мероприятия Дня семьи в образовательном учреждении

 

1-4 класс

·        Конкурс рисунков «Дружная семейка»

·        Спортивные соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья»

·        Праздник «Родники семейных традиций»

·        Праздничный концерт «Её величество – Семья»

·        Литературная композиция «Как появилась семья»

·        Экологическое занятие-игра «Забота о потомстве»

·        Путешествие «Семейная кругосветка» (на воображаемом корабле по маршрутному листу с таинственными картами участники отправятся в «Семейную кругосветку». Им предстоит обойти почти всю территорию школы, побороться с океаном загадок, попадая в необычные приключения)

·        Утренник «О любимой семье моей»

 

5-6 класс

·        Классный час «История моей семьи»

·        Фотовыставка «Родительская слава»

·        Семейная гостиная «Под крышей дома моего»

·        Семейная программа «Национальные традиции»

·        Конкурс творческих работ «Мастерим всей семьёй»

·        Конкурс открыток «Подарок своими руками»     

·        Выставка детского рисунка «Мама, папа, я - дружная семья»

·        Занятие «Создай герб своей семьи (рассказ, по каким законам в старину составлялись гербы городов и дворянских фамилий, после предлагается придумать и нарисовать герб своей семьи)

·        Путешествие «Семейная кругосветка» (на воображаемом корабле по маршрутному листу с таинственными картами участники отправятся в «Семейную кругосветку». Им предстоит обойти почти всю территорию школы, побороться с океаном загадок, попадая в необычные приключения)

 

7-8 класс

·        Беседа «Тепло семейного очага»

·        Конкурс стенгазет и плакатов «Дети и взрослые»

·        Фестиваль «Моя родословная»

·        Праздничный концерт «Счастья вашему дому!»

·        Фотовыставка «Семейные радости»

·        Конкурс «Музыкальная семья»

·        Создание клипа «Снимается семейство»

·        Занятие «Древо моей семьи» (знакомство с родословным древом великих людей, а затем участники составляют родословное древо своей семьи)

 

9-11 класс

·        Конкурс сочинений «Я и моя семья - вместе в будущее»

·        Круглый стол «В семейном кругу мы жизнь создаем»

·        Интерактивная выставка «Семь Я»

·        Фотовыставка ««Искусство быть семьей»

·        Конференция «Укрепление семейных традиций»

·        Уроки нравственности «Дом моей мечты»

·        Конкурс «Музыкальная семья»

·        Создание клипа «Снимается семейство»

·        Создание презентации «История моей семьи»

·        Творческий проект «Бюджет моей будущей семьи»

 

ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 

·        Конкурс фотографий «Мы счастливы, потому что вместе»

·        Конкурсная программа «В кругу семьи»

·        Конкурс «Семья года»

·        Конкурс «Самая читающая семья»

·        Конкурс молодых семей «Семья – счастливая планета»

·        Конкурсы рисунков, фотографий, сочинений «Такими семьями горда Россия»

·        Ассамблея победителей (по итогам различных конкурсов)

·        Книжно- иллюстрированная выставка «Крепка семья – крепка Россия»

·        Книжная выставка «Родителям о детях»

·        Семейный праздник « Дружная семейка»

·        Спортивная эстафета «Веселая семейка»

·        Торжественный «Парад семей» (для этого необходимо любому старшему члену семьи с ребенком прийти в костюмах, объединяющих их в единое целое по интересу к профессии, животному, исторической эпохе, семейному хобби или сказке)

·        Мастер-классы (например, на мастер-классе по фитодизайну вы сможете украсить домашние растения в горшках., в рамках мастер-класса «Тайны куклы Домоделки» мастера научат собственными руками из лоскутков и ниток создать очаровательных кукол, а на «Семейном коллаже» - сделать яркое панно из разноцветной крупы)

·        Тренинги «Родительской эффективности»

·        Посадка аллеи «Семейное древо»

·        Акция милосердия по оказанию помощи многодетным семьям (выставка поделок, ярмарка, лотерея, аукцион)

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

семейный праздник  «Родительский дом, начало начал»

(по материалам Л. Сусловой, Т. Елиференко, учителей начальных классов гимназии № 22 Белгорода; журнал «Воспитание школьников, № 4, 2008 г.)

 

1-й ведущий. Добрый день, дорогие ребята!

2-й ведущий. Здравствуйте, уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки!

1-й ведущий. Мы рады вас видеть на нашем семейном празднике.

Ведущие представляют семьи, прибыв­шие на праздник, и помогают выбрать жюри, которому предстоит назвать победителей по итогам конкурсов, вхо­дящих в программу праздника. Семьи рассаживаются компактно, образуя свой творческий кружок или команду.

2-й ведущий (обращается к членам семей). Как хорошо, что мы с вами встретились сегодня. У всех было много важных дел, но вы нашли время зайти к нам на огонек. Забудем же о домашних хлопотах и постараемся весело провес­ти время. Тем более что нам предстоит

принять участие в интересном конкур­се, по итогам которого будет выявлена самая дружная, крепкая и хлебосольная семья. Поаплодируем соискателям этих высоких званий!

1-й ведущий. Похлопаем в ладоши и самым юным участникам праздника — ученикам третьего класса. (Читает стихотворение.)

Дети — это чудо света,

Я увидел это сам.

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее — дети!

Трудно с ними — ну и пусть!

В наших детях — наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

2-й ведущий. Что такое семья, понят­но всем. Семья — это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка... Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

1-й ведущий. А еще — это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом ко­торого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

В одной семье, несмотря ни на ка­кие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» — удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово — «понимание», — пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» — обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

2-й ведущий. Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлестко отшлепать балов­ников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинув­ших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенно­го от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера — мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще — доброта и мило­сердие... Что можно еще о нем сказать

с уверенностью? Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и соседом.

Конкурс «Наш фотоальбом»

1-й ведущий. О том, как русские люди в старину чтили своих роди­телей, можно судить по внутренне­му убранству жилища. До сих пор в деревенских избах висят на стенах фотографии... Знаете, что такое крас­ный угол? Это куда иконы помещают. А рядом ищите фотографии. На них все члены семьи, близкие и дальние родственники. В центре ряда, на са­мом видном месте — увеличенные портреты родителей...

2-й ведущий. А я, слушая твой рас­сказ о традиции почитания родителей, почему-то сразу вспоминаю слова: «родители», «родина», «род», «народ»... Целый ряд однокоренных слов. Возни­кает вопрос: почему у таких разных по смыслу понятий такое похожее звуча­ние? И сразу видишь, что они только на первый взгляд разные. На самом же деле эти слова, как матрешки, вы­ходят одно из другого и одно в другое умещаются. И не они ли помогают нам исподволь ощутить то, что значит семья в составе таких понятий, как «род», «народ»...

1-й ведущий. Смотрите, вот и участ­ники нашего праздника принесли свои семейные фотографии. Какие наряд­ные фотоальбомы...

2-й ведущий. Сейчас мы посмотрим, что в них. Наверное, в каждом портре­ты тех, кто дорог сердцу.

Семейные команды показывают фо­тоальбомы, представляя их для оценки жюри и зрителей.

Конкурс «С чего начинается Родина?»

1-й ведущий.

Пять ступенек, краской крытых,

Сколько раз вы мною мыты!

Пять простых ступеней в дом!

Как легко над тем крыльцом

Вьются комары столбом!

Это тыщи дум моих

Среди сумерек глухих

Вьются там уж без меня,

В тишине родной звеня.

Счастье — родину иметь

Да о ней всю жизнь болеть!

Вечно помнить свет села,

Дом родной, святые сени

И заветные ступени.

По которым в мир сошли.

2-й ведущий. Эта девушка покинула свое село, учится в институте, рабо­тает на фабрике, но вспоминает про «дом родной, святые сени»... Человеку свойственно возвращаться в мыслях к своим истокам. Дом, улица, где живут друзья, соседи, где остался кусочек души... Именно так порой и возникает первое щемящее чувство родины.

1-й ведущий. А задумывались ли вы, ребята, над вопросом: «Что такое ро­дина»?

Выслушивает ответы ребят и взрос­лых. Жюри оценивает выступления.

2-й ведущий. Я сейчас слушал вас и подумал: а почему у слова «родина» так много синонимов? Ведь и в книгах читаешь «матушка-родина», а рядом — «отечество», «родная земля» и «Рос­сия»... Наверное, народ, заселивший пространство от Балтики до Тихого океана, придумал эти слова не просто так... Какой-то смысл в них есть?

Выслушивает ответы ребят и взрос­лых. Жюри оценивает ответы участников.

1-й ведущий. Вот что писал, размыш­ляя по этому поводу, великий русский педагог К.Д.Ушинский. «Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят род­ным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас... Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

«Родина — это огромное, родное, дышащее существо, подобное челове­ку...» — еще образнее писал о родной земле поэт Александр Блок.

А вот слова делового и энергичного американца о своей родине: «Не спра­шивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины». (Джон Кеннеди).

Это слова людей, к которым стоит прислушаться, над которыми надо поразмыслить. Почему? Ну, хотя бы потому, что сегодня можно услышать совершенно противоположные по смыслу формулировки, например, та­кие: «Где хорошо, там и родина». Или: «Моя родина там, где моя библиотека» (так говорил один писатель) и т.п. Ви­димо, так могут думать люди, забывшие чувство родины.

Конкурс «Наша родословная»

1-й ведущий. Особое чувство вызы­вают у нас те люди, которые, дав нам жизнь, сделали нас наследниками всего того, что мы называем родиной.

2-й ведущий. Фамильная честь, тра­диции, интерес к своему роду — все это от них, от наших родителей. Есть даже поговорка о том, что человеку нельзя жить без памяти, т.е. быть «Иваном, не помнящим родства». Вот почему еще каких-нибудь сто лет назад жившие оседло по своим деревням и городам наши соотечественники, вспоминая о предках, могли уверенно добавить, что этот-де служил при Николае I, а тот отличился еще в войну со шведами... Люди передавали своим потомкам семейные предания вековой и даже двухвековой давности.

1-й ведущий. В знатных же семьях старались не просто сохранить память о предках, а составляли особый доку­мент — генеалогическое древо, глядя на которое сразу можно понять, насколько древен и знатен род.

2-й ведущий. Наш праздник ознаме­новался интересным событием. Каждая семья к нему приготовилась, составив свое генеалогическое древо. И надеюсь,

что память о собственных предках у наших уважаемых гостей не окажется слишком короткой.

Семейные команды показывают свои работы. Жюри оценивает их.

Конкурс «Наша фамилия»

1-й ведущий. Что такое фамилия? Всем известно — это наследственное, семейное имя, издавна переходящее от родителей к детям.

2-й ведущий. И все же тут есть что до­бавить. Хотя бы про то, откуда взялись наши фамилии. А появлялись они часто на манер иных названий, например, географических... Взять хотя бы «Со­сновый ключ»... Все его знают, но уже никто не помнит тех сосен, что росли на его берегу, а название осталось, и при слове «Сосновый» всем становится ясно, о каком ключе речь. Вот и личные имена имеют такое же происхождение, т.е. сводятся к обозначению тех или других признаков. Так, субъект, ли­шившийся пальца, получал наимено­вание «беспалый», которое переходило к его потомству, хотя последнее и не обладало этим признаком. Все знают фамилию Беспалов (читаем: Беспалов сын или Беспалова дочь).

1-й ведущий. Такого же происхож­дения фамилии Грязнов, Смирнов (от прозвищ Грязный, Смирный), Звягин (от звяга — горлопан, крикун), Ано­хин (аноха — простофиля, глуповатый малый), Болдырев (болдырь — метис, сын русского, рожденный от инород­ной женщины), Булычев (булыч — на­глый, бесстыжий человек), Булыгин (булыга — большой камень, грубый неотесанный человек, неуч). Фами­лии Марьяшкин, Татьянчиков, Софьин, Маринкин, Марфин, Машкин и т. д. указывают на то, что женщина родила ребенка без мужа (родона­чальник фамилии рос при матери, но без отца).

2-й ведущий. Немало фамилий про­изошло от слов, заимствованных из других языков. Например, от греческих имен, обладавших первично конкретным смыслом: Алексей, Андрей, Никифор, Николай — защитник, храбрый, победоносец, победитель народов, произошли соответственно фамилии, которые вы сами постараетесь громко назвать.

Ученики называют соответственно четыре фамилии: Алексеев и т.д. Затем команды пытаются рассказать о проис­хождении собственных фамилий. Жюри оценивает выступления и подводит предварительные итоги конкурса.

Конкурс сочинений

1-й ведущий (читает народные пого­ворки).

• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова (здесь говорится о большой и ладно скроенной державе — России, о ее ве­ликих городах).

• Три друга: отец, да мать, да верная жена (про то, на кого в жизни можно опереться).

• Мать Божия, подавай дождя на наш ячмень, на барский хмель (пожелание урожайного дождичка).

О чем бы ни шла речь: надо ли воз­величить древний город, подчеркнуть, что и в жизненных передрягах есть надежная опора, наконец, помолить­ся — всюду на память приходит одно слово. По-моему, слово «мать» — одно из главнейших в нашем языке. В сборнике пословиц В.И. Даля оно встречается, наверное, тысячу раз или больше.

2-й ведущий. Да оно и в русской лите­ратуре главное... У писателя М.Горького даже роман такой был — «Мать».

1-й ведущий. Уважаемые мамы! К сегодняшнему празднику ваши дети написали эти прекрасные сочинения. Они посвящены вам.

Читает выдержки из сочинений. Жюри вручает приз за лучшую письмен­ную работу.

2-й ведущий. А теперь попробуем по­ближе познакомиться с каждой семьей. Следующая страничка нашей встречи называется «Визитная карточка».

Команды рассказывают о семейных традициях, о поездках на рыбалку, лес­ных и водных походах, о своих музы­кальных пристрастиях и всевозможных хобби, вплоть до собирания марок и пе­ния под гитару. Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Пословица»

2-й ведущий. Состязание продолжает­ся! Теперь вам, уважаемые участники конкурса, предстоит показать свои филологические знания. Не пугайтесь, этот конкурс совсем не страшен. Я буду произносить начало русских народ­ных поговорок, а вы постарайтесь их закончить. Нет лучше дружка, чем родная... (матушка). При солнышке тепло, а при матери... (добро). Не нужен и клад, когда... (в семье лад). Не красна изба углами, а... (красна пирогами). В гостях хорошо, а... (дома лучше). Мой дом — моя... (крепость). Как родители жили, так и нас... (благословили). Родители берегут дочь до венца, а муж жену... (до конца).

Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Фирменное блюдо»

1-й ведущий. Внимание, следующий конкурс.

2-й ведущий. На Новый год, Рож­дество, День Победы, на другие праздники вся семья наверняка соберется за столом. На кухне загодя готовятся самые любимые кушанья. Кто-то сразу вспомнил про торт, кто-то про пироги, а кто и про жаркое по-домашнему... Наш следующий конкурс называется «Фирменное блюдо»... Давайте пос­мотрим, какими лакомствами потчуют мамы и бабушки своих дорогих домо­чадцев. На что способны их любящие руки?

Жюри рассматривает принесенные блюда, дегустирует и оценивает их.

Конкурс «Нам песня строить и жить помогает»

2-й ведущий. Объявляем песенный конкурс. У каждого человека, думаю, есть хоть одна любимая песня. Нет, не шлягер какой-нибудь, что вчера вертелся на языке, а сегодня забыт. Речь об одной-единственной, заду­шевной песне. Задание командам — спеть такую песню. И желательно — всем вместе. В нашем распоряжении есть пианино.

Жюри оценивает результаты песен­ного конкурса, подводит итоги всего мероприятия.

Церемония награждения победителей.

1-й ведущий. Спасибо всем, кто при­шел на наш праздник. Доброго здо­ровья и успехов во всех ваших начи­наниях, уважаемые гости. До новых встреч!

2-й ведущий. Счастья вам, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

 

 

занятие по теме «ПОДВИГ МАТЕРИ»

(по материалам Л.А. Лопатиной: Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007)

 

Вопросы и задания для беседы:

·        Расскажите, как заботится о вас ваша мама, когда вы болеете.

·        Легче ли вам болеть, когда рядом мама? Были ли в вашей жизни моменты, когда одно только прикосновение мамы успокаивало вас, и вам становилось лучше?

·        Что вы испытываете, когда ваша мама болеет? Как вы помогаете ей выздороветь?

Прочитайте сказку:

История о чайке

М. Скребцова

Океан был гладкий и спокойный. В нем, как в чистейшем зеркале, отра­жались солнце, бездонная синева неба и белые крылья чаек. Время от времени чайки ныряли в водную гладь, чтобы выхва­тить рыбку, а потом опять взмывали вверх. Одна из чаек впервые взяла с собой сына. День был на удивление тихий. Чайка с гордостью смотрела, как ее сыно­чек учится летать над океаном, высматривая рыбе­шек.

Внезапно поднялся ураганный ветер и понес птенца в открытый океан. Чайка тревожно закричала и бро­силась следом. Она пыталась удержать сына, но ма­ленькие крылья птенца не могли сопротивляться по­рывам ветра, и его уносило все дальше от берега. На­чался шторм, поднялись огромные волны, и неожи­данно одна из них накрыла птенца. Чайка кинулась спасать своего ребенка, но было поздно, его нигде не было видно.

Весь день чайка летала над океаном и тревожными криками звала сына. Шторм уже утих, но мать продол­жала искать. Наконец, она обессилела и вернулась на берег.

Жизнь без сына потеряла для нее всякий смысл. Целыми днями чайка летала над океаном и вглядыва­лась в водную даль, пытаясь отыскать птенца. Она спра­шивала у ветра, у солнца, у звезд, не видели ли они ее сыночка, но не получала ответа. В конце концов, она так ослабла от горя, что не смогла взлететь...

Наступила ночь, и вдруг чайка увидела звезду, спус­кающуюся к ней с небес, и услышала:

  Звезды услышали твое горе и засияли ярче. В прошлую ночь мы осветили океан так сильно, что раз­глядели дно и нашли твоего сына. Он лежит в океанских глубинах, и только твоя любовь может спасти его.

— Но я же не умею плавать под водой, — прошептала чайка.

— Твой птенец не под водой, он в твоем сердце. Лю­бовь твоя так сильна, что даже глубокие воды океана ее не остановят. Летим со мной, — позвала звезда.

Чайка вдруг почувствовала, что ее крылья стали сильными, как никогда, и взмыла вслед за звездой.

Они летели долго. Наконец, звезда остановилась и сказала: «Смотри вниз, я буду светить тебе. Здесь лежит твой сын».

Столп ослепительного света достиг дна, и чайка увидела своего птенца. Не колеблясь, она бросилась ему навстречу. Вода оглушила ее, но она собрала все силы и рванулась вперед. Наконец, чайка достигла дна, подхватила сына крыльями и быстро устреми­лась с ним к звезде. Свет звезды был так ослепителен, что птенец открыл глаза и, увидев рядом с собой мать, удивился:

— Где мы, мама? Разве шторм уже кончился, и я не утонул?

  Мы летим домой, сыночек, — ласково ответила чайка, поддерживая его.

А звезда светила им вслед.

Вопросы и задания к сказке:

·        Как вы думаете, почему сын чайки ожил, когда она нашла его?

·        Почему звезды помогли чайке найти сына?

·        Расскажите, какие еще чудеса может совершить сила материнской любви.

·        Расскажите о том, как ваша мама приходит к вам на помощь в трудные минуты жизни.

·        Если бы чайка обратилась за помощью к вам, как бы вы ей помогли?

·        Расскажите, каким вырастет сын чайки.

·        Знаете ли вы истории о том, как во время войны и в другие тяжелые моменты жизни матери спасали своих детей?

·        Представьте, что звезды и чайки подружились. Расскажите, как звезды помогали чайкам в раз­ных ситуациях, например: играли с птенцами чаек; учили их летать; помогали спастись от штор­ма и т.д.

Игра «Кто поможет маме»

Поделите детей на группы и раздайте им карточки со словами: небо, земля, солнце, гора, звезда, океан, река и т.д.

Педагог просит детей от имени тех, кто им достался на карточках, придумать волшебный способ помощи маме в какой-либо сложной ситуации, например:

·        дети заблудились в лесу;

·        дети боятся темноты;                        

·        дети ленятся и плохо учатся;

·        дети говорят неправду;

·        дети поссорились с друзьями;

·        дети грубят родителям и не слушаются их.

         Каждая группа рассказывает, не называя себя, как она поможет маме в данной ситуации. Остальные уга­дывают, кто предложил маме помощь.

Затем дети получают карточки с другими словами, и игра повторяется с новой ситуацией.

Рисунок

Нарисуйте, как ваша мама помогает вам в трудную минуту.

Задание на дом

Расспросите своих близких о том, как во время вой­ны и в другие тяжелые моменты жизни их мамы прихо­дили к ним на помощь. Запишите их рассказы.

 

занятие по теме «ЛЮБОВЬ ОТЦА»

(по материалам Л.А. Лопатиной: Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007)

 

На одной части доски педагог пишет слова «материн­ская любовь», а на другой — «отцовская любовь».

Дети перечисля­ют черты сходства и различия между материнской и отцовской любовью.

Педагог записывает все перечисленное детьми на доске и делает общий вывод.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

·        Расскажите о самом счастливом дне, который вы провели со своим папой.

·        Что в вашем папе самое необыкновенное?

·        Расскажите о какой-либо ситуации, когда ваш папа пришел к вам на помощь.

Поделите детей на группы. Каждая группа состав­ляет портрет идеального отца и рассказывает о нем. Вопросы к портрету идеального отца:

·        Как он должен выглядеть?

·        Что должен уметь делать?

·        Чему должен учить своих детей?

·        Как должен относиться к своей жене?

·        Какой у него должен быть характер?

·        Как, с кем и где он должен проводить свое свобод­ное время?

 

Прочитайте сказку:

Семейная драгоценность

Китайская сказка

Жил на свете один кузнец — трудолюбивее не сыщешь. И был у него сын, без малого двадцать годков парню, высокий, статный, до еды охо­чий, а в работе ленивый. Вот однажды кузнец и говорит сыну:

— Весь век я трудился, сынок, что есть в доме, все моими руками нажито. А ты работать не хочешь, толь­ко ешь да пьешь, ни одного юаня не заработал. Что же дальше-то будет?

Пропустил сын отцовские слова мимо ушей и гово­рит:

  Эка важность юань заработать, да тут никакого

таланта не надо! Отвечает отец:

— Ладно, коли заработаешь юань, я тебе целый сун­дук добра отдам.

Не терпится сыну сундук с добром получить, да нет у него юаня. Работать неохота. Ходит он взад-вперед пе­ред воротами, не знает, как быть.

Поглядела на него мать, пожалела сына: как бы не извелся он от дум, как бы не высох! Подошла к сыну и говорит:

— Дам я тебе юань, поскорей отцу отнеси.

Взял лентяй юань, узелок с едой прихватил, улегся в холодке под деревом и уплетает за обе щеки. До самого вечера провалялся, воротился домой, как ни в чем не бывало, отцу юань отдал:

— Вот тебе юань, давай сюда сундук с добром.

Взял кузнец монету, поглядел, в руках повертел, в горн швырнул и говорит:

  Не заработал ты этот юань.

Понял лентяй, что не видать ему сундука с добром, растревожился. Спать лег, никак не уснет, с боку на бок ворочается. Узнала про это мать и на другой день опять денежку ему дала.

А лентяй взял денежку и опять целый день пробез­дельничал, только на этот раз притвориться решил — бегом пробежал всего ничего, а весь вспотел. Влетел в дом, отдал отцу юань и говорит:

— Ну и намаялся я, пока этот юань заработал, прямо ноги не держат! Теперь неси сундук с добром!

Взял кузнец денежку, долго на нее глядел, потом в реку бросил:

  И этот юань ты не заработал!

Видит лентяй, что никак ему не заполучить сундук с добром, взяла его досада, хоть помирай!

Смекнула тут мать, в чем дело, поняла, что не доб­ро — зло сыну делала. Кликнула она его на другой день и говорит:

— Отец добра тебе желает, сынок. Коли хочешь сун­дук получить, потрудись честно.

Послушался юноша мать, в тот же день подрядился бревна таскать. До ночи таскал, а как старшему за еду заплатил, одна монетка только и осталась. Никогда парень не работал и так намаялся, что с ног свалился. Подняли его, опять стал бревна таскать. Десять дней трудился, ни монетки не потратил, юань накопил. Ра­достный, домой воротился и отцу деньги отдал. Взял отец монетки, пересчитал, опять в горн бросил. Не стер­пел сын, деньги из огня выхватил и говорит отцу оби­женно:

— Десять дней я работал, пока этот юань заработал!

Обрадовался отец:

  Верно говоришь, сынок! Теперь я вижу, что эти деньги ты сам заработал! Небось не жалко было, когда я чужие в огонь кидал!

Сказал так кузнец, вынес сундучок и говорит:

  Не злато-серебро, не редкие сокровища в этом сундучке, а мой рабочий инструмент. Возьми его и по­мни, что дороже он злата-серебра, дороже всех богатств! Трудись! Век горя знать не будешь!

Засмеялся сын весело и принял отцовское наслед­ство. Это и была семейная драгоценность.

Вопросы и задания к сказке:

·        Как вы думаете, из каких инструментов состояло отцовское наследство?

·        Как бы вы приучили к труду своего сына?

·        Испытывали ли вы когда-нибудь чувство прият­ной усталости после напряженного труда?

·        Умеете ли вы справляться с собственной ленью?

·        Что бы вы хотели получить в наследство от своего отца?

·        Что бы вы хотели оставить в наследство своим детям?

Рисунок

Нарисуйте вашу главную семейную драгоценность и расскажите о ней.

Письменная работа

Напишите три самых важных совета, которые помо­гут отцам научиться любить своих детей.

Задание на дом

Напишите своему отцу письмо любви.

 

 

занятие по теме ПОСТРОИМ «ДОМ СЧАСТЬЯ»!

(по материалам Н.Мелковой, заведующей библиотекой средней школы №48 г. Кемерово; журнал «Воспитание школьников, № 2, 2008 г.)

 

Домашний очаг должен быть не место­пребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся.

А.Монтерлан

 

 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», — утверждал Л.Толстой. О доме родном, родимом, отцовском сложено и до сих пор слагается неис­числимое множество стихов, песен и легенд. По своей значимости родной дом стоял в ряду таких понятий русского народа, как жизнь, совесть, Родина, земля, добро, отец и мать. Дом этот всегда отличается от других домов, хотя конструкции строительства могут быть схожи. Разница заключается в самой ат­мосфере семьи, семейных привычках, традициях — культуре семьи. Сегодня мы построим «Дом счастья» — дом, состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения.

Культура семьи пере­дается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции».

Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, но имея за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких. Иные традиции пе­редаются от дедов и прадедов.

Во многих семьях существует тра­диция праздновать дни рождения и другие знаменательные даты, отмечать за дружеским застольем общенародные праздники. Очень важно, чтобы взаи­моуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие от­ношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь.

 Многие ребята, стоящие на пороге взрослой самосто­ятельной семейной жизни, выступают за сотрудничество, а не за конфронтацию в семейных отношени­ях. Каждой семье присущ свой стиль жизни. Традиции наших предков поз­воляют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество».

Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье психологи считают сотрудничество. Оно основано, прежде всего, на взаимном уважении взрослых и детей. Родители здесь не иг­рают в демократию и свободу со своими детьми, а действительно считают даже самых маленьких из них личностями, заслуживающими уважения.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, в тех се­мьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются же такие отношения с об­щения, с задушевных бесед. Мир и лад в доме — высшая ценность. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему.

Семьи, в которых отношения стро­ятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, веж­ливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

Народная мудрость гла­сит: маленькие дети спать не дают, а с большими сам не уснешь. В чем же секрет взаимопонимания и добрых от­ношений между родителями и детьми разных возрастов? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме — кирпичик «Дружба».

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Психологи отмечают как важнейшие признаки дружбы взаимопонимание, сопереживание, глубокую эмоциональ­ную привязанность.

Дружба воодушевляет и окрыляет, делает человека целеустремленнее, бла­городнее, увереннее в себе, добрее и, конечно же, воспитывает бескорыстие. Вспомним древний афоризм: «То, что отдал, — твое, что взял, — потеряно». Это как бы соревнование за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь не бывает проигравших. Такая дружба обогащает и возвышает, дает каждому из нас возможность почувствовать себя счастливым.

 Как и другие положитель­ные качества, любовь к труду  прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к трудящимся, вкус к работе, чувство долга и целый ряд других по­казателей, высоко ценящихся в любом обществе во все времена.

Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. А вот и другая подходящая к теме мудрость: ни дня без напряженного труда. С самого детства и на всю жизнь. Чтобы молодая семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

Основа жизни семьи — честный, доб­росовестный общественно полезный труд. Трудовая атмосфера в семье формируется постепенно. Каждодневный труд всех чле­нов семьи обеспечивает необходимую гар­монию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие.

Дети оказывают взрослым посильную помощь. Взрослые воспринимают труд как источник благосостояния, что естес­твенно передается детям. Справедливо заметил К.Д.Ушинский: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, — это воспитание трудолю­бия, которое является одним из важней­ших условий человеческого счастья».

Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, очевидно то, что усваивается он с раннего детства и в семье. Растущий человек очень рано задумывается над проблемами добра и зла, справедливости и несправедливости, а ответы на свои вопросы ищет, прежде всего, у старших. Настоящая любовь ро­дителей всегда поднимает тонус жизни се­мьи, вызывает ощущение радости, создает благодатную обстановку для нравственного воспитания ребенка. Условие эмоцио­нального здоровья семьи — подлинность чувств, когда поступок находится в гар­монии с душевным состоянием. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье».

Здоровье — одна из важнейших жиз­ненных ценностей человека, это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составля­ющие6

  высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям.

  уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступ­ками, чувствами и мыслями.

  стремление и умение управлять собственным здоровьем.

Ученые утверждают, что здоровье современного жителя нашей планеты преимущественно определяется его образом жизни, т.е. повседневным по­ведением. «Все в твоих руках!» — утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.

Человек не может воспринимать окружающий его мир одним лишь умом, ему необходимо подключить сюда и свое сердце, и свои чувства. Эстетика, понятие о красоте, потребность в ней прочно вошли в нашу жизнь, ставят юных членов семьи перед необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо. Помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота».

Человек всегда стремился к прекрас­ному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад и сразу во многих государствах и в разных частях света.

Наш дом предоставляет нам неогра­ниченные возможности для творчества, духовного развития и самосовершенс­твования. Людям, любящим свой дом, он не только платит красотой и уютом, но и помогает сплотиться молодой семье, незаметно решить многие про­блемы. Он приучает к творчеству, ко­торое одаривает минутами бесценного общения с красотой.

Дома мы проводим зна­чительную часть времени — отдыхаем, занимаемся учебой, любимыми делами, отмечаем семейные праздники, ведем домашнее хозяйство. Здесь растут и получают первые жизненные уроки дети; формируются внутрисемейные отношения, традиции, складывается особая семейная атмосфера домашнего очага. Гармоничное сочетание пред­метов убранства и приятная цветовая гамма создают ощущение душевного покоя, уюта, способствуют восстанов­лению сил. Следующий необходимый нашему дому кирпичик — «Чистота».

«Каково на дому, таково и само­му», — гласит народная мудрость. Наш дом — место психологической защи­щенности и комфорта. Но сам по себе он таковым не становится. Чтобы было тепло и уютно в доме, помимо душев­ности в отношениях между близкими людьми нужен элементарный порядок. Чистота, как известно, и залог здоро­вья, и необходимое условие комфорта в нашем доме.

Наверное, вы замечали, что поря­док в доме легче поддерживать, чем наводить. А нужно-то совсем немного: каждому члену семьи убирать за со­бой, и тогда чистота и порядок будут в радость.

Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи, испытывать в семье эмоциональное благополучие. Определение счастья включает желание быть понятым. Стремление и умение понимать другого составляет основу здорового психоло­гического климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».

В семье важна атмосфера взаимо­понимания между супругами, между родителями и детьми. Дети скрепляют чувства своих родителей. Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания. «Счастье — это когда тебя пони­мают». Дети должны понимать своих родителей, заботу о них. Но счастье — в обоюдности, а значит, в том, чтобы и родители понимали детей.

Что означает подготовка молодых людей к семейной жизни? Формирование чувств, воли, культуры поведения человека, создание мо­рального и эстетического фундамента личности. Необходимо воспитывать мальчиков и девочек, юношей и деву­шек в духе подлинного уважения друг к другу.

Очень важен для строительства на­шего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интере­сам — ведущее требование нравствен­ных взаимоотношений между людьми вообще и будущими членами семьи в частности.

В семье, где выстраиваются уважи­тельные отношения (старших — друг к другу и к младшим, а младших — к старшим и друг к другу), имеет место и взаимопомощь, поддерживается опти­мистический настрой.

Для воспитания нрав­ственной личности очень важно, растет ли ребенок в семье любящих и заботя­щихся друг о друге и о детях родителей. Взаимная любовь родителей — главный воспитательный фактор. Благополучие и счастье молодой семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь».

«Тайна сия великая есть», — говорили древние о любви. Только когда в семье царит настоящая любовь, она становит­ся высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и че­ловеческой теплоты. Во многом счастье семьи и ее нравственный климат зави­сят оттого, царит ли в ней доверитель­ная, полная любви атмосфера между супругами, между родителями и детьми. Любить, значит, понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит, жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Сент-Экзюпери: «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении — вот что значит любить».

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для молодой счастливой семьи называется «Хорошее настроение». Дома должно быть интересно, и семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции — сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверен­ность, оптимизм — создадут то, что мож­но назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царит хорошее настроение.

Итак, мы построили с вами «Дом счас­тья». Счастье человека в семье — наибольшая нравс­твенная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нуж­ности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят...

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

Дом — это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Е. Куменко

Мы желаем каждому из вас построить такой же «Дом счастья» для своей семьи. Будьте здоровы и счастливы!

 

 

классный час для учащихся IX класса «СВЕТ В ОКНЕ – ПУСТЬ НЕ ГАСНЕТ ОН НИКОГДА!»

(по материалам А. Артеменко, Н. Шумилова, педагоги МОУ «СОШ № 7» г. Краснозаводска Московской области; журнал «Воспитание школьников», № 2, 2008)

Классный час проводится с участием родителей.

         Цель классного часа: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся и их родителей на значение слова «семья» в их жизни; сделать совместные выводы о качествах зрелой личности и применении их в реальной жизни, в семейных отношениях.

         Вопросы для обсуждения:

1.    Взаимопонимание в семье и пути его достижения.

2.    Раскройте содержание термина «зрелая личность»

Подготовка к классному часу. Обору­дование.

Перед классным часом учащиеся готовят «Послание моей семье», в котором излага­ют свое понимание сущности темы.

Ребята и родители рассаживаются группами по 8— 10 человек вокруг столов (они накрыты белыми скатертями, укра­шены цветами, на каждом горят свечи, символизирующие свет в окне дома).

На классной доске расположены:

·        рисунки голубей, в клювах кото­рых — письма ребят «Послание моей семье».

·        таблица со статистическими дан­ными согласно анкете.

В классе оформлена выставка семей­ных поделок.

Звучит музыка из серии «Золотая инструментальная коллекция».

Классный руководитель. Нашу встречу хочется начать с притчи. Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полу­дню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полно­стью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их ма­ленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена воз­мутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы облегчения: «Ну, вот я и дома». Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?» Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»

Очень хочется узнать мнение маль­чиков и девочек, которые сами через небольшой промежуток времени станут папами и мамами, и будут зажигать свет в своих окнах.

Учащимся заранее предлагается тест «Незаконченное предложение».

1.   Семья — это...

2.   Мои родители — это...

3.   Свет в окнах моего дома — это...

4.   Радость в моей семье — это...

5.   Горе моей семьи — это...

6.   Вдали от родного дома я буду вспоминать...

7.   Из традиций моей семьи мне хо­телось бы взять в будущую семью...

8.   Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...

9.   Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей — это...

10.  Больше всего мои родители бо­ятся, что...

На доске представлен результат ста­тистического исследования по итогам вышеприведенного теста.

Обращение к родителям.

1.  Действительно ли предположения ребят в ответах на вопросы совпадают с вашим мнением, с вашими чаяниями и надеждами? (Обмен мнениями.)

2.  Что вам нравится в ваших детях и что не нравится?

Для ответа используется ромашка. Ро­дители отрывают лепестки по принципу «нравится — не нравится». В это время на доске заполняют таблицу.

 

Нравится

Не нравится

родители

дети

родители

дети

       

 

3. Какие качества необходимы чело­веку для того, чтобы развить способ­ность к взаимопониманию?

Человек, который может критически мыслить, способен к самоанализу, не будет винить другого в том, что его не понимают. Он не ждет изменений в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.

Учащимся предлагается «корзина мне­ний», где находятся листы, на них написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Учащиеся вытаскива­ют из «корзины» листы и зачитывают их вслух (см. Приложение).

Классный руководитель. «Мой дом — моя крепость», — гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники... Но есть ценнос­ти, которые остаются вечными и незыб­лемыми, и к ним принадлежит семья.

Семья - это мир, где царят бескорыстие, преданность, самопожертвование. Семья, дом — это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каж­дый вечер прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость, душевный покой.

Что же держит « на плаву» нашу се­мейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собствен­ное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст... А знаете лучшее лекарство от семейных неурядиц? Всем вместе посмеяться над ними или заняться общим делом.

Предоставляется слово семьям, где имеется общее занятие, общее увлечение. Демонстрируются поделки, семейные фо­тографии, творческие задания.

Классный руководитель. У меня в руке ромашка с одним лепестком. (Предлагается вспомнить сказку «Цветик-семицветик».) Если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в своей семье? Если бы у вас было одно желание, что бы вы загадали?

С этим вопросом ведущий обращается к нескольким учащимся и их родителям.

Затем он знакомит родителей с сочине­ниями ребят «Послание моей семье».

Свет в окне — я хочу,

Чтобы он не гас.

Свет в окне — свет

Тревожных любимых глаз!

Свет в окне — чередою бегут года!

Свет в окне — пусть не гаснет он никогда.

 

Приложение

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1.  Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай воз­можности предать ее.

3.  Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и дру­гими людьми.

10.  Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12.  Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на пре­пятствия.

15. Стремись все делать как можно луч­ше.

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1

Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.

2

Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. Как создать и сохранить счастливую семью. – Минск, 1999.

3

Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

4

Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007.

5

Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи. – М., 1992.

6

Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.

7

Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. / Сост. В.И. Зацепин. – М., 1998.

8

Образование родителей и школа. Учеб.-метод. пособие/ Под ред. Л.Г. Петряевской. – М., 1999.

9

Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.

10

Помощь родителям в воспитании детей/ Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского// Пер. с англ. – М., 1992.

11

Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.

12

Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы// Пер. с фин. – М., 1993.

13

Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.

 



На: Методические рекомендации по проведению Дня семьи в образова


Данный материал действительно может помочь проведению в школе открытого, запоминающегося мероприятия, посвященного "Дню семьи".