Вы не зарегистрированы

Авторизация



Правовое воспитание школьников

Submitted by Ольга Егоровна Елисеева on Sat, 14/01/2012 - 16:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Елисеева Ольга Егоровна
Место работы, должность: 

М ОУ" СОШ №76", социальный педагог

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Предмет(ы): 
Социология
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.<br /> Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.<br /> &nbsp;</p>

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №76»

______Ленинского района города Саратова____

Рассмотрено

на заседании педагогического совета                  

Протокол №______от_________________

                       

Согласовано

Заместитель

руководителя  ВР 

____________

__________________________

Утверждаю

Руководитель МОУ «СОШ №___»

_______________

 

Приказ

№_____от ______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа  социального педагога Елисеевой О.Е

 

«Правовое воспитание учащихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2012

 


Пояснительная записка

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.
Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей.

В настоящее время родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях

              Безусловно, эти явления происходят не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребёнка и, следовательно, не имеют возможности реализовать её статьи в жизнь. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагогов познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.  

Кроме Конвенции о правах ребенка существует ещё ряд законодательных актов, которые защищают права и достоинство ребенка. Это Семейный кодекс РФ. Весь 4 его раздел посвящен правам и обязанностям родителей и детей, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон РФ №124, Закон РФ «О защите прав детей», Декларация прав ребёнка и другие.

Правовое просвещение школьников способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производится отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата -- одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

 
Цели и задачи программы

Цель программы правового воспитания:
 

  • Повысить уровень  и значимость правовой культуры среди  учащихся и родителей, вовлечь учащихся в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм Российской Федерации
  •  Задачи:
    - Обеспечить детей  и родителей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
    - Развивать  правовое самосознание.

- Формировать у детей навыки социальной ответственности,          способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
- Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

  • Содержание воспитательного процесса
    Работа по программе «Правовое воспитание учащихся и правовое просвещение  родителей»- это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.п. - средство, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.
    Признание этих идей, принятие этой идеологии определяет не только содержание программы, но и их структуру, логику работы в целом.
    Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в ребенке, учителе и родителях. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, и может причинять боль другому  человеку, мы все же сознательно опираемся на "разумное, доброе, вечное". Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка (и взрослого тоже!) и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.
    Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:
    * правила, право, обязанности, закон, правонарушения;
    * устав школы, конвенция о правах ребенка, конституция РФ;
    * право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;
    * правила общения в коллективе;
    * правила безопасной жизнедеятельности.

 

Система работы по повышению правовой культуры родителей  включает в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие как,  родительские собрания, конференции, круглые столы с приглашением правоохранительных органов. Родители  трудновоспитуемых учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них необходимо использовать   индивидуальные формы правового воспитания,  беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы .

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:
* познакомить с понятиями "правила", "право";
* изучить Устав школы;
* отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
* соблюдать  правила общения в коллективе.

*повышать    уровень    правовых знаний и правовой культуры  среди родителей учащихся

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч (индивидуальная и групповая форма)

  1. Встречи с работниками УВД Ленинского района и города Саратова.

2.    Изучение

- Закона РФ «Об образовании»,

- Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.,

- Конвенции ООН «О правах ребенка»,

- Семейный кодекс РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми),

- Уголовный кодекс РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках),

-

В течение года

Зам.директора по ВР Матевосян В.В.;

Социальный педагог Елисеева О.Е.;инспектор ПДН.; классные руководители 1-11 кл

Организация взаимодействия администрации школы с государственными  и общественными  организациями

  • классными руководителями, методобъединениями, малым и большим педсоветами,
  • инспекцией по делам несовершеннолетних,
  • комиссией по делам несовершеннолетних при администрации  Ленинского района,
  • наркологическим диспансером,
  • психологическими службами города и школы

В течение года

Зам.директора по ВР Матевосян В.В.;

Социальный педагог Елисеева О.Е.

Психолог Беленькая О.Н.

Работа с учащимися

Начальная школа:

  • индивидуальные профилактические и разъяснительные беседы,
  • классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: «Правила поведения», «Добро и зло», «Милосердие», «Что такое справедливость и сочувствие», «Что такое уважение и взаимопонимание» и т.д.
  • классные часы правовой направленности: «Ребенок и закон», «Поступок и ответственность», «Права ребенка» и т.д.

В течение года

Зам.директора по ВР Матевосян В.В.;

социальный педагог Елисеева О.Е.; учителя начальных классов

 

Средняя школа:

  • индивидуальные разъяснительные и  

профилактические беседы,

  • классные часы о воспитании личности в

коллективе на темы: «Законы жизни школьного коллектива», «Что такое порядочность», «Правила доверия», «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» и т.д.

  • классные часы правовой направленности: «Я – гражданин России», «Преступление и наказание», «Действие и бездействие», «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка» и т.д.

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам.директора по ВР Матевосян В.В.;

социальный педагог Елисеева О.Е.; учителя начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старшая школа:

  • индивидуальные разъяснительные и  

профилактические беседы,

  • классные часы о нравственном воспитании

личности на темы: «Что такое порядочность», «Что значит быть принципиальным», «Что такое цель жизни», ««Взрослая жизнь – взрослая ответственность» и т.д.

  • классные часы правовой направленности: «Я –

гражданин России», «Закон и подросток», «Закон о наркотиках», «Мои права – мои обязанности» и т.д.

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам.директора по ВР Матевосян В.В.;

социальный педагог Елисеева О.Е.;  классные руководители 5-9 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

Родительские собрания:

  • в классах совместно с ПДН УВД Ленинского района  по вопросу «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми»,
  • «Система работы школы по предупреждению правонарушений»,
  • «Занятость детей «группы риска» в кружках, факультативах»,

-  «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей (Ст. 5. 35 КоАП РФ»

- «Конвенция прав ребенка»

- «Административное право. Правонарушения. Взыскания».

-"Уголовное право. Преступление. Ответственность"

-  «Семейное право. Права и обязанности родителей».

 

В течение года

 

. Зам.директора по ВР Матевосян В.В.;

социальный педагог Елисеева О.Е.;  классные руководители 1-11 кл.;инспектор ПДН.

 

 

 

 

 

 

 Семьи находящиеся, в социально – опасном положении и, дети которых стоят на учете в КДН:

  • своевременное выявление семей находящихся, в социально – опасном положении  и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
  • оформление картотеки по неблагополучным семьям,
  • проведение малых и больших педсоветов,
  • встречи и беседы с инспектором по делам несовершеннолетних,
  • подбор литературы для родителей,
  • проведение рейдов в семьи,
  • подбор документов на семьи для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,
  • индивидуальные психологические беседы, консультации,

В  течение года

 

Зам.директора.;

социальный педагог Елисеева О.Е.;  к

, классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьный психолог

Наглядная агитация

  1. Выставки тематической литературы:
  2. «Права человека и права ребенка»,
  3. «Предупреждение вредных привычек у подростков».
  4. Конкурсы плакатов:
  5. «Я выбираю жизнь!»
  6. «Вредным привычкам – НЕТ!» и т.д.

 

 

Зав.школьной библиотекой Гавва Ю.В.

 

 

Зам.директора по ВР преподаватель ИЗО

классные руководители

Классные часы по программе «Мой выбор»

5-6 кл. «Законы жизни школьного коллектива»

7-8 кл. «Преступление и наказание»

9-11кл. «Права и обязанности  в нашей жизни»

В течение года

Зам.директора по ВР, классные руководители

 

 

Ожидаемые результаты:

" Усвоение ключевых понятий "закон", "право", "обязанности", "правонарушения", " Формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода, гуманизм, патриотизм, толерантность;
" улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву.
" овладение конкретными правилами поведения в школе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права.

Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Учащиеся четко должны выполнять правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у школьников должно выработаться представление о главных ценностях человека.


Литература
1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8.
2. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа "Защити меня". - Самара, 2002.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.
4. Конвенция о правах ребенка. Дидакт, декабрь 1993 - март 1994. - №2-3.
5. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. - 2000. - №6.
6. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. - 1992. - №1-2..
7. Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М., 2005.
9. Права ребенка: Сборник документов и статей. - М., 1992.
10. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. - 2002. - №2.
11. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. - М., 1995.
12. Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2004.
13. Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.