Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект занятия "Психологическая культура школьника"

Фото пользователя Алена Анатольевна Бузмакова
Submitted by Алена Анатольевна Бузмакова on Wed, 21/03/2012 - 18:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бузмакова Алена Анатольевна
Место работы, должность: 

г.Екатеринбург МБОУ Лицей№88, педагог-психолог, учитель

Регион: 
Свердловская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Занятие для подростков по эмоциональному реагированию в различных жизненных ситуациях.</p>

Тема занятия:Эмоции.

Методы обучения:беседа, изложение, объяснение, моделирующие упражнения, аналитический метод.

Цели:

  • Познакомить учащихся с понятиями «чувства», «эмоции».
  • Показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека.
  • Развить навыки идентификации эмоционального состояния других людей по невербальным признакам, проявляющимся в поведении.
  •  Воспитание культуры общения.

К.М.О. занятия:Гин. С.И. Мир человека.- М.: Вита-Пресс, 2003.-144с.; Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога: В 2 ч.- М.: ВЛАДОС, 2001;  Рогов Е.И. Эмоции и воля.-М.: ВЛАДОС, 2001.-240с.; Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. –М.: Народное образование, 2000.-116с.; иллюстрации, карточки.

Межпредметные, внутрипредметные связи:риторика (культура общения), литература.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
    1. Проверка посещаемости и готовности к занятию.
    2. Целеполагание и мотивация обучения.

2. Игра «Невпопад».

3. А.О.З. Беседа об эмоциях по вопросам.

4. Сообщение нового материала:

1 вопрос:Роль чувств в жизни человека.

2 вопрос:Эмоции.

- упражнение «Отгадывание эмоций»

5. Практическая работа «Эмоции»:

  • упражнение «Изобрази эмоцию»;
  • упражнение «Передай эмоцию».

6. Подведение итогов, анализ происходящего на занятии.

7. Домашнее задание:

  • конспект;
  • методы регуляции эмоции.

Краткий конспект занятия.

1. Вступительное слово психолога: Человек в своей жизни плачет и смеется, злится и радуется, бывает охвачен гневом или восторгом, страхом или яростью. Яркие и бурные переживания называются эмоциями. Сегодня на занятии мы поговорим о том, что такое  эмоции и чувства, какие виды эмоций можно выделить, а также о том, какую роль они играют в жизни человека.

2. Игра «Невпопад».

Проводится в виде игры с мячом. Психолог называет различные существительные или прилагательные, дети должны подобрать к ним парные слова, чтобы получилось смешно, невпопад. Например, чайник-спит, швабра-танцует, хитрый-пенал, умный-ботинок, старый-хлеб, тертый-стол и т.п.

3. А.О.З. Беседа об эмоциях по вопросам:

  • Могли бы вы во время игры не смеяться? Почему?
  • Можете ли вы засмеяться или загрустить, если я вас об этом попрошу? Почему?
  • Бывает так, что вы вспомните какой-нибудь смешной случай – и вам смешно, или вспомнилось что-то грустное и вы загрустили? Приведите примеры.
  • Представьте себе, что создали робота, внешне совершенно похожего на человека. Как можно догадаться, что это не человек?

Человек отличается тем, что может переживать, выражать различные чувства и эмоции. У животных также бывают эмоции.

  • Вы видели кошку, которая, выгнув спину, топорща усы и подняв хвост вверх, шипит на собаку (эмоция страха)?
  • Видели виноватого щенка, который, поджав хвост и прижав к голове уши, забился в угол (эмоция вины)?
  • Так, что же такое эмоции и чувства?
  • Чем отличаются чувства от эмоций?

4. Сообщение нового материала:

1 вопрос:  Роль чувств в жизни человека.

     Человек не может оставаться равнодушным к окружающему миру. Предметы и люди, с которыми он сталкивается, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывает у человека различные чувства: радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев. Они выражают отношение человека к действительности.

     Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные объекты для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения, они сигнализируют о том, как протекает деятельность, все ли обстоит в жизни благополучно.

Например: испортилось у человека настроение. Иногда сам человек не знает, отчего это произошло (н-р: беспричинная грусть). Но причина все-таки обязательно есть. И чувства, сигнализируя человеку о том, что что-то случилось, заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов, причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, товарищ совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы.

Собственное поведение тоже вызывает у человека определенные чувства, и не всегда приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести, - значит, какие-то поступки заслуживают осуждения. И мучительное, не проходящее чувство заставляет искать ошибку, призывает исправить сделанное.

Таким образом, чувства - это переживаемые внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает (нравственные – патриотизм, нежность, жалость, дружба, любовь, коллективизм; интеллектуальные – чувство юмора, сомнения, догадки; эстетические – прекрасного, возвышенного, низменного).

2 вопрос: Эмоции.

Одной из форм переживания чувств являются эмоции. Нередко слова «эмоции» и «чувство» употребляют как синонимы. Эмоция – это временное переживание постоянного чувства; реакция человека на различные воздействия. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство». Эмоцией называется, например, не само чувство любви к музыке, а состояние наслаждения, восхищения, которые переживает, испытывает человек, слушая на концерте хорошую музыку в хорошем исполнении, то же чувство переживается в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыкального произведения в плохом настроении.  Эмоции всегда субъективны и отражают значимость для человека объекта, события, его ожиданий. Например – отсутствие учителя по болезни у одного ученика вызовет бурную радость («Ура! Значит, не спросят»), а у другого – огорчение («Зря вчера старался, целый вечер потратил, чтобы выучить заданный материал»), возможно и проявление сочувствия.

  • А какие эмоции вы знаете? Психолог на доске строит «Дерево эмоций»:положительные эмоции – радость, удивление, интерес, восторг, удовольствие…;отрицательные эмоции – грусть, злость, страх, отвращение, стыд, раскаяние…Далее поочередно называет отдельные эмоции, учащиеся должны показать как данная эмоция выражается (мимикой, словами, жестами). Например: «Приведите примеры, когда вы испытывали страх», «Как видно со стороны, что человеку грустно?».

Выделяют 9 основных эмоций (остальные являются производными от них):

- интерес (+), радость (+), удивление (+, -), страдание (-), гнев (-), отвращение (-), презрение (-),

страх (-), стыд (-).

Из соединения основных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния (тревожность – страх, гнев, вина, интерес).

Эмоции выражаются через следующие средства:

  1. Мимически (лицо человека). Зоны лица, которые участвуют в выражении эмоций:
    • лоб и брови;
    • область глаз;
    • нижняя часть лица (щеки, рот, подбородок).

Упражнение «Отгадывание эмоций» - Что значит выражение «на лице написано»? Что может быть написано на лице? Умеете ли вы читать по лицам? Зачем нужно это уметь?  (Чтобы правильно общаться с окружающими.) Работа с карточками, рассматривание иллюстраций.

  1. Психомоторные (жестикуляция). Жесты нетерпения (стук карандашом по столу, топанье ногой под столом, барабанить пальцами по столу, нога на ногу в сторону двери, на стуле ерзает), волнения и дискомфорта (человек начинает перебирать что-либо в руках, снимать кольца, застегивает или расстегивает браслет, собирание несуществующих ворсинок), оборонительные (руки в замок, нога на ногу), открытые (раскрытые ладони, руки, повернутые вверх ладони), лжи (прикрывание рта или носа рукой, прячут руки, человек начинает потирать глаза)…
  2. Звуковые (смех, плач).
  3. Речевые средства (интонация, темп речи, паузы).

Эмоции связаны с психическими процессами и состоянием человека. Известно, например, что состояние волнения, эмоциональное переживание страха перед экзаменом, оценкой отрицательно сказываются на функционировании процесса мышления, иногда даже наблюдаются эффекты «провалов в памяти» из-за волнения. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно вопроса о том, что первично, а что вторично: мысль («Сейчас меня собьет машина») или эмоция (страх, испуг), побуждающая к бегству.

5. Практическая работа «Эмоции».

Упражнение «Изобрази эмоцию».

Учащимся раздаются карточки с названием одной из эмоций так, чтобы другие не видели, что там написано. Их задача изобразить данную эмоцию с помощью невербальных средств общения (мимикой, жестами, позой и т.д.), а остальным – угадать, что это за эмоция (гнев, радость, печаль, грусть, восторг, удивление, отвращение, интерес, презрение, безразличие, обида и д.р.).

Упражнение «Передай эмоцию».

7-10 учащихся выходят к доске и становятся в затылок друг к другу. Ведущий просит последнего участника задумать какую-либо эмоцию и передать ее стоящему перед ним человеку без слов (прикосновением, жестом, мимикой). Задача заключается в том, чтобы каждый следующий человек передавал ту эмоцию, которую «получил», своими средствами. Когда первый человек получил «эмоциональное послание», его спрашивают, какую, по его мнению, эмоцию хотел передать ему сосед. Затем второй человек говорит, какую эмоцию он получил и передавал, и так продолжается до последнего человека.

6. Подведение итогов урока, анализ происходящего на занятии.

Вывод:  эмоции не возникают сами по себе, всегда есть причина; можно и нужно учиться «читать по лицу»; необходимо управлять своими эмоциями; понять переживания другого человека не всегда легко.

7. Домашнее задание:

  • конспект;
  • методы регуляции эмоции.

 


»  Tags for document: