Вы не зарегистрированы

Авторизация



использование технологии синквейна на уроках истории и обществознания

Фото пользователя Ирина Петровна Голодова
Submitted by Ирина Петровна Голодова on Tue, 28/08/2012 - 22:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Голодова Ирина Петровна
Место работы, должность: 

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №13 г.Балаково Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>Выступление на методическом объединении. Цель данного выступления - знакомство с методикой составления синквейна.</p>

Применение синквейна на уроках истории и обществознания.

Ни для кого не секрет, что школа является мощнейшим инструментом социализации человека в обществе. Современное общество меняется, с каждым годом все больше и больше. Меняется и социальный заказ на образ современного выпускника, который школа обязана принимать.  Если ранее основным требованием к выпускнику была его эрудированность и исполнительность, то сегодня основным критерием является креативность и конкурентоспособность.  А добиться этого невозможно применяя старые методики и технологии. Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления.

 Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  1. Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  2. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  3. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  4. Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  5. Развитие умения анализировать полученную информацию.

6.      Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы, позволяющих успешно развивать у детей  навыки критического мышления. К таким приемам относятся:

 1.Кластеры

2. Фишбоун

3. SWOT- анализ

4. Диаманта

5. Синквейн

Каждый из этих инструментов хорош по своему, но сегодня мы поговорим о синквейне. Что же это такое?

Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке,  он является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.

Слово "синквейн" происходит от французского слова "пять" и означает "стихотворение, состоящее из пяти строк".

 В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

Существует традиционный и дидактический синквейн.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:

  • Обратный синквейн (Reverse cinquain) — с обратной последовательностью стихов Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
  • Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма
  • Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
  • Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Примеры синквейнов  по истории:

Жанна д’Арк

  1. Жанна д’Арк;
  2. отважная, неординарная;
  3. сожгли, реабилитировали, канонизировали;
  4. главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;
  5. Орлеанская дева.

Коллективизация

  1. коллективизация;
  2. несправедливая, насильственная;
  3. раскулачивали, заставляли, принуждали;
  4. объединение крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства;
  5. колхоз

Примеры синквейна по обществознанию

Социальная мобильность

  1. социальная мобильность;
  2. высокая, низкая;
  3. изменение, перемещение, проникновение;
  4. возможность смены социального слоя;
  5. социальный лифт

Потребность

  1. Потребность;
  2. биологическая, материальная;
  3. появляется, возникает, проявляется;
  4. побуждает человека к деятельности;
  5. нужда

примеры работы нескольких учеников с одной темой синквейна см презентацию сл №11

Синквейн с точки зрения педагогики

¨  Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать

¨  Является средством межпредметной  интеграци, так как синквейн можно использовать на роках любой дисциплины

¨  На уроках истории и обществознания можно использовать как средство для проверки понятийного аппарата, на стадии рефлексии на любом уроке и как заключительное задание по пройденному материалу  на повторительно- обобщающих уроках.

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

  • составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития критического мышления у детей.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Прикрепленный файлSize
использование технологии стинквейна на уроках истории и обществознания.rar337.84 KB

»  Tags for document: