Вы не зарегистрированы

Авторизация



От эпохи Возрождения к классицизму

Submitted by Ирина Васильевна Конева on Sat, 18/04/2009 - 02:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Конева Ирина Васильевна
Место работы, должность: 
ГОУ СОШ № 546 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Сформировать у учащихся представление о причинах появления классицизма.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Презентационное сопровождение

Используемое оборудование: 

Компьютер и проектор

Краткое описание: 
Работа с изобразительным материалом, на основе которого и показаны причины появления нового направления в искусстве

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Три Венеры

(От эпохи Возрождения к классицизму. 9 класс)

 

         Продолжая разговор о роли смежных искусств на уроке литературы, хочу предложить свою версию урока, в основе которого идея, предложенная С. В. Федоровым и Ю. В. Ээльмаа слушателям курсов «ИТ в деятельности учителя литературы».

         Тема перехода от эпохи Возрождения к классицизму относится к разряду обзорных, но имеет важное значение, так как связана не только с теорией литературы, но и с культурным процессом в целом. Поэтому рассмотрение ее на примере живописи более чем оправдано, потому что позволяет проследить, как менялся образ Венеры вместе с переменами в мировоззрении человека.

         Презентационное сопровождение позволяет урок конструировать в зависимости от цели и задач, выбранных учителем, а также от формы организации деятельности учащихся на уроке: коллективная работа, работа в группе или самостоятельное освоение материала.

1.          Вопрос «Почему на смену эпохе Возрождения приходит классицизм?» ставит перед учащимися конкретную задачу.

2.          Обращаемся к первому произведению, «Спящая Венера» Джорджоне 1510 года.

Вопросы могут быть примерно такими:

– какое впечатление производит на вас картина Джорджоне?

– что интересно в композиции произведения?

– какова роль пейзажа?

– почему художник изобразил Венеру спящей?

 

3.          Рассматриваем тициановскую «Венеру Урбини» 1536 года.

– Что сближает произведения художников ?

– Чем они отличаются ?

 

4.          Следующий слайд предназначен для самостоятельной работы, в результате которой ученики приходят к выводу, что постепенно разрушается божественное начало и Венера Тициана похожа на земную женщину больше, чем героиня полотна Джорджоне.

 

5.           Полотно Веласкеса появляется без названия, но ребята легко угадывают его «Венера перед зеркалом» (в классе звучало «Зеркало и Венера»), так как сразу понимают, что зеркало – важная смысловая деталь.

 

6.          Дальше мы сравниваем картины Джорджоне и Веласкеса (эту работу также можно организовать по-разному). Самый главный вывод: последняя Венера меньше всего напоминает богиню (только Амур указывает на это), ее главная черта – самолюбование и эгоизм (ей никто не нужен, потому и повернулась ко всем спиной), само лицо как будто показывает борьбу темного и светлого начала в человеке.

 

7.          Прежде чем обратиться к последнему слайду, предложите ребятам самим расположить три картины на нем так, чтобы это отражало перемены в образе Венеры. А потом попросите их объяснить, насколько удачно расположение «лесенкой вниз». Главное, что они поймут: человек эпохи Возрождения заменил бога собой, посчитав себя превыше всего, даже того нравственного закона, который олицетворяет бог. И как следствие всего этого и возникла необходимость ограничить, дисциплинировать, человека. 

 

Урок может проходить по принципиально другой схеме, если вы предложите своим девятиклассникам три произведения без указания времени их создания и попросите расположить их в хронологической последовательности, объяснив свой вариант последовательности.

 

Успехов на уроках

 

 

 

Прикрепленный файлSize
От эпохи Возрождения к классицизму.ppt295.5 KB