Вы не зарегистрированы

Авторизация



Европейское искусство конца XIX – начала XX века. Авангард: " Искажение пространства»"

Submitted by Татьяна Михайловна Солодкова on Sat, 16/02/2013 - 14:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Солодкова Т.М.
Место работы, должность: 

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургское  музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова» (техникум) 

преподаватель

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Уровни образования: 
высшее профессиональное образование
Уровни образования: 
дополнительное профессиональное образование
Уровни образования: 
послевузовское профессиональное образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Политология
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Социология
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Возникновение стиля модерн. Творческие направления в изобразительном искусстве начала ХХ века. Фовисты. Стремление раскрыть средствами живописи сущность вещей и одновременно нести людям радость. А.Матисс.</p> <p> Кубизм. Попытка передать внутренние процессы видимого мира, философскую сущность. П.Пикассо.</p> <p> Русское искусство конца XIX &ndash; начала ХХ века.</p> <p> &laquo;Серебряный век&raquo; русской культуры. Наука и общественная мысль периода. Декаданс.</p> <p> Стиль модерн в литературе (символизм, акмеизм, футуризм).</p> <p> Художественные объединения начала ХХ века&nbsp;</p>

Дисциплина «История мировой культура» Тема «Европейское искусство конца XIX – начала XX века».      «Искажение пространства»

Форма:  мини-исследование.

Задачи. Обеспечение активной познавательной деятельности студентов, вовлечение их в поиск решения проблемных вопросов. Актуализация знания, выработка навыков анализа, умения абстрагировать и делать выводы. Организации исследовательской деятельности учащихся.

 Краткое содержание занятия.  Возникновение стиля модерн. Творческие направления в изобразительном искусстве начала ХХ века. Фовисты. Стремление раскрыть средствами живописи сущность вещей и одновременно нести людям радость. А.Матисс.

Кубизм. Попытка передать внутренние процессы видимого мира, философскую сущность. П.Пикассо.

Русское искусство конца XIX – начала ХХ века.

«Серебряный век» русской культуры. Наука и общественная мысль периода. Декаданс.

Стиль модерн в литературе (символизм, акмеизм, футуризм).

Художественные объединения начала ХХ века:

- «Мир искусства» (Бакст, Бенуа, Сомов, Н.Рерих, Б.Кустодиев),

- «Голубая роза»(М.Сарьян),

- «Бубновый валет» (эстетика постимпрессионизма, фовизма и кубизма – И.Машков, П.Кончаловский; футуризм в работах А.Лентупова).

Примитивизм – М.Ларионов, М.Шагал. Абстракционизм – К.Малевич.

План занятия.

  1. Характеристика общего состояния культурной мысли на рубеже Х1Х – ХХ века.
  2. Предмет исследования: живопись и литература этого периода.
  3. Проблема, которую предстоит решить:  что Художники считают составляющими искусства \ задачей искусства  \  все ли средства хороши, для достижения  цели \, определить критерии художественности \ критерии оценки произведения искусства …

 

 

Группа студентов делится  делится на микролаборатории,  каждая из которых  представит свой продукт проектной деятельности. На это занятие  отводится два часа. В первый час группы занимаются исследовательской и творческой работой.  Затем идет обсуждение групповых проектов. После обсуждения происходит презентация групповых ответов.

Заключение – вывод: каким должно быть творчество Художника: Критерии художественности. Формула творчества. __________________________________________

______________________

Начало занятия. Видео клипы, посвященные художникам русского авангарда.

Вступление:Мы, живущие сегодня, практически все из прошлого века. Мы так же на переломе веков, как те люди, которые создали новое искусство – авангард.  В академическом словаре читаем: «Авангардизм (фр. avant-gardisme - впереди и стража) - общее название художественных направлений 20 века, для которых характерны поиск новых, неизвестных, часто штучных форм и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства. Рождённый духовной атмосферой 20 века с его грандиозными катаклизмами, иллюстрирует не только противоречия между разными системами и техниками композиции, но и борьбу мировоззренческих позиций».

Какова же была эта атмосфера?  Еще во второй половине 19 века молодые художники-реалисты Моне, Ренуар и Писсарро, утомленные академизмом, решили выйти из душных мастерских на природу. Они отказались от главных принципов «официального» искусства: тематики, техники и назначения. Они ставят себе задачу: изобразить неосязаемое, перенести на полотно непередаваемое. Моне рисует воздух и туман, Ренуар - цветную тень, Моне «погрузился» в воду. В результате высветляется палитра, исчезают строгая композиция и рисунок, сюжет больше не важен. Импрессионист – поэт бесконечных нюансов природы, настроений, состояний.

В 1839 году художник и декоратор Луи Жак-Манде Дагерр изобретает дагерротип, который в 1840 усовершенствовал Тальбот. Но схваченное на лету движение на картине Ренуара «Бал в «Мулен де ла Галет» вдохновит его сына, Жана Ренуара, создать фильм. Кандинский же напишет: «Рисунок заключает в себе магическую силу и великолепие; но в то же время неосознанно объект как непреложный элемент картины ставиться под сомнение». Цвет вышел за рамки изображаемых форм, что окажет огромное влияние на современное искусство, его концепцию и технику.

Лед тронулся. Уроки импрессионистов были восприняты. Начиная с Сезанна, в европейском искусстве проявляются новые тенденции. Появляются оригинальные таланты, оформляются объединения художников, которые пытаются проникнуть в суть ускользающей материи, воссоздать истину на холсте. Но какими  живописными средствами  это сделать? Сезанн обращается к форме: шар, конус,..

Модерн  увлекся красотой извилистой линии, экзотикой, поэтому с радостью был воспринят в декоративном и ювелирном искусстве.  Элегантный, утонченный Густав Климт, возрождая традицию готического и византийского искусства, подготовил ХХ век к использованию многообразных и неоднородных материалов в искусстве. Эдвард Мунк, как и Климт, передает «ненадежное выживание формы после исчезновения материи» (Арган), отражая кризисное состояние цивилизации. Мунк выразитель экзистенциального пессимизма. Шопенгауэр, Ницше, Вагнер, Ибсен – имена, которые повлияли, каждый по-своему, на формирование выразительных средств в живописи художника.

Искусство Черной Африки глубоко связанное с коллективным началом, с глубинными понятиями культуры не могло не повлиять на мировосприятие и стиль художников.

  Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре и цивилизации в целом, авангард принял на себя функции ниспровергателя старого, пророка и творца нового в своей сфере - в искусстве.

Презентация  «Преображение пространства».

  

Прикрепленный файлSize
Преображение пространства.zip7.86 MB