Вы не зарегистрированы

Авторизация



Система игр и упражнений по формированию звукопроизношения.Автоматизация звуков [р], [р’] по лексической теме «Овощи. Огород»

Submitted by Алина Владимировна Тараданова on Fri, 17/05/2013 - 10:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Алина Владимировна Тараданова
Место работы, должность: 

Р.п. Коченево МКДОУ д/сад № 3 "Солнышко", учитель-логопед

Регион: 
Новосибирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> <strong>Дизартрия</strong>- нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.</p> <p> В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая. Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет.</p> <p> Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. В то же вре&shy;мя своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовно&shy;сти детей к обучению в школе, создает предпосылки для наи&shy;более ранней социальной адаптации дошкольников с нару&shy;шениями речи.</p> <p> Самым сложным направлением работы при стертой дизартрии является автоматизация поставленного звука. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки речи, а в речевом потоке многие звуки произносятся не правильно.</p> <p> В МКДОУ детский сад №3 &laquo;Солнышко&raquo; функционирует логопункт. Каждый год на логопункт зачисляются дети 5-6 лет с легкой степенью дизартрии. Как показывает практика, действительно введение поставленных звуков у данной категории детей проходит очень сложно, требует много времени и взаимодействия всех участников коррекционного процесса.</p> <p> Данный материал подобран согласно одной лексической теме &laquo;Овощи. Огород&raquo;. Используется с подгруппой детей для автоматизации звуков [р], [р&rsquo;].</p> <p> &nbsp;</p>

Автоматизация звуков [р], [р’] в речи детей.

1 неделя октября «Овощи. Огород».

Автоматизация звуков [р][р’] в словах:

Существительные:морковь, помидор, огурец, картошка, репа, редиска, укроп, петрушка, вершки, корешки, редька.

 Прилагательные: цвета (основные) - красный, черный, коричневый; вкус -горький; форма – круглая.

Глаголы:расти, зреть, брать, собирать, резать, варить, парить, жарить.

 

 Произнесение чистоговорок

Ра-ра-ра – В огород идти пора.

Дро-дро-дро – Я возьму с собой ведро.

Рец-рец-рец – На грядке вырос огурец.

Ру-ру-ру  - Овощей я соберу.

Рю-рю-рю - Из овощей обед варю.

Оры-оры-оры – Собираем помидоры.

 

Упражнение «Пугало»

Дидактические задачи: регуляция мышечного тонуса, снятие эмоционального напряжения, закрепление звуков [р][р’].

Музыкальный материал: марш, интонационная поддержка на одном звуке.

Методика проведения. Дети свободно передвигаются по залу под звуки марша. С окончанием музыки встают в пары. Педагог предлагает детям попугать птиц, как пугает огородное пугало («поругаться»). Нахмурившись, дети пропевают на одной ноте слоги: «Бра — брэ — бри — бро — бру», глядя друг другу в глаза. На слог «бру» дети соединяют свои ладони с ладонями партнера и добиваются унисонного звучания: «У-у-у». Затем участники игры должны помириться, улыбнуться.

 

Упражнение  «А что на завтрак?»

Цель. Развитие воображения, коммуникативных навыков, закрепление звуков [р][р’].

Игровой материал: мячики, кубики, веревочки, деревянные палочки.

Методика проведения. На ковре лежат различные предметы. Дети берут себе любой предмет, встают в круг и в порядке очереди предлагают отведать овощ в названии которого слышится звуки [р],[р’]. Ребенок кладет на общий поднос свой предмет, например веревочку, и предлагает остальным: «Съедим на завтрак  огурец?»

Все дети: «Съедим на завтрак огурец!»

Ребенок кладет на общий поднос мячик, и предлагает остальным: «Съедим на завтрак  помидор?»

 

 

Компьютерная игра «Четвертый лишний»

Цель. Автоматизация звуков [р][р’] в словах; формирование мышления.

Слайды содержат изображения овощей. Нужно исключить лишний овощ по определенному признаку.

Логопед следит за правильным произношением поставленных звуков.

 

Дидактическая игра «Огород»

Цель.Автоматизация звуков [р][р’] в словах

Оборудование. Овощная грядка, овощи, вырезанные из бархатной бумаги.

Ребенку предлагается посадить каждый овощ в свою грядку. Ребенок должен правильно произнести закрепляемый звук, определить цвет и форму каждого овоща.

 

Дидактическая игра «Овощи»

Цель. Обогащение словаря прилагательных, согласование их с существительными в роде, числе, падеже, автоматизация звуков [р][р’] в словах.

Оборудование. Картинки с изображением овощей.

Логопед, показывая картинки, спрашивает: «Что это?» - «Это помидор».- «Какого цвета помидор?» - «Помидор красный».

 

Лото «Овощи»

Цель. Автоматизация звуков [р][р’] в словах.

Используются большие и маленькие карты (с изображением овощей). У ребенка большая карта. У ведущего – маленькие, которые он предъявляет игрокам, не называя картинки. Игрок называет картинки и закрывает такие же на своей карте.

 

Упражнение «Волшебный цветок»

Цель. Автоматизация звуков [р][р’] в словах.

Используется полотно с изображением цветка и лепестки, на которых изображены овощи.

Ребенку предлагается восстановить цветок, разложив цветки. Правильно произнести закрепляемый звук в названии овощей.

 

Дидактическая игра «Улитка»

Цель. Автоматизация звуков [р][р’] изолированно, в словах.

Оборудование. Плоскостное изображение улитки, буква р., предметные картинки с изображением овощей.

Ребенок ставит указательный палец в центр улитки, закручивая спираль, произносит звук [р]. Затем раскладывает на улитку картинки, произнося их название.

 

Дидактическая игра «Корзина с овощами»

Цель. Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, предложениях.

Оборудование. Корзина с муляжами овощей или настоящие овощи.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку взять из корзины овощ. Произнести правильно звук [р], [р’] в его названии. Затем с данным словом составить предложение.

 

Огурец

Погляди на огурец,

Огурец такой хитрец!

Ловко одевается,

Под листьями скрывается.

Разгребу рукой листву,

Свежий огурец сорву,

Пополам разломлю,

Густо-густо посолю.

Сам я огурцы ращу,

Приходите, угощу!

Каюм Тангрыкулиев

 

Скороговорки

В огороде – помидоры,

На пригорке – мухоморы.

Растерялся Прошка:

«Что собрать в лукошко?»

 

В огороде Прокоп

Собирает укроп.

Уже у Прокопа

Короб укропа.

 

Прочитайте произведения:

Белорусская сказка «Пых»

Рассказ Н. Носова «Огурцы»

Чтение и пересказ сказок. Рассказ сказок с опорой на картинки.

Цель. Автоматизация звуков [р][р’] в самостоятельной речи ребенка.

  • Сказка «Репка» (в обработке А.Н. Толстого).
  • Русская – народная сказка «Вершки и корешки».

 

Упражнение «Возьми овощ»

Цель. Формирование фонематического восприятия.

В корзине лежат муляжи овощей. Ребенку предлагается взять из корзины только тот овощ в названии, которого слышится звук [р] или [р’].

 

«Подскажи словечко»

У бабушки на грядке выросли загадки:

Там и тут, там и тут

Что за зонтики растут?

Наша внучка морщит лоб.

Это, милая… (укроп).

 

Сорвала я стручок,

 Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился… (горох).

 

Пушистый и зеленый хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

- Вылезай на свет… (морковка).

      

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые… (огурцы).

 

Верите - не верите,

мы родом из Америки.

В сказке мы синьоры,

На грядке… (помидоры).

 

Загадки

 

Я важный и сочный.

У меня красные щечки.

(Помидор)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь  - гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

(Морковь)

Бела, рассыпчата, вкусна

И на столе всегда она.

(Картошка)

Ни окон, ни дверей – полна горница людей.

 (Огурцы)

 

Стихи-небылицы

Овощи

Слушай сказку, не скучай

Да ошибки примечай.

Любит овощи внучок:

Грушу, яблоко, лучок,

И морковку, и лимон,-

С овощами дружит он.

 

Огород

В огороде расцвели

Кактусы на грядках,

А в колючках соловей

Распевает сладко.

 

Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»

 

С большой корзиной иду в огород.

На грядках растет разноцветный народ.

Тут красный пузатый сеньор помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком,

Зеленый лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый, атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чеснока две седые головки

и сочный, кудрявый, хрустящий салат.

Все дружно в корзине горою лежат.

Н. Нищева

Дети идут по кругу, держась за руки.

На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.

 

Пальчиковое упражнение «Моем овощи»

Руки ребенка опускаются в тазик с холодной водой, где находятся «овощи», которые перекладываются в другой тазик. Затем руки опускаются в тазик с теплой водой и насухо вытираются.

Огурец – раз,

Помидор – два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом…

 

Физминутка «Овощи»

 

Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с закрытыми глазами.

 

 

Останавливаются, крутят водящего.

Разбегаются, приседают, водящий их ищет.

 

Динамические упражнения

 

Плавно идет капуста.

Важно шагает помидор.

Осторожно идет редиска.

Легко бежит горошек.

Не спеша, вышагивает редька.

Вприскачку спешит морковка.

Маршируют молодцы-огурцы.

Модницы-морковки

Взяли по обновке.

Шаг на носочках.

Шаг на всей стопе.

Ходьба на носочках.

Легкий бег на носочках.

Ходьба на пятках

Подскоки.

Шаг марша

 

Упражнение на  релаксацию

Педагог. Устали овощи, сели отдохнуть.

Отдувается капуста: «Ах! Ах!»

Морковка: «Эх! Эх!»

Горох: «О-хо-хох!»

 

Огурец: «Ух! Ух!»

Обмахивать лицо ладошками.

Хлопать по коленям.

Легко ударять пальчиками по коленям.

Хлопать в ладоши.

 

Дыхательная гимнастика

«Едим в огород» (используется при автоматизации изолированного произношения звука [р]).

Выполняется сидя (поза йоги). Ставим пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз и вращательными движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком: р-р-р...  Затем то - же против часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами.

Дыхательная гимнастика «Огород»(используется при автоматизации изолированного произношения звука [р]).

Цель. Развитие речевого дыхания.

Дети на выдохе произносят слово - огород (используется прием наращивания слов).

«Огород». «Огород, огород». «Огород, огород, огород» и т.п.

 

Пение

Музыка  и слова М. Ереминой «Осень в гости к нам пришла»

(Музыкальный руководитель №5 стр. 68)

Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Урожай собирай»

Распевка «Огуречик, огуречик»

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

 

Эстафета «Соберем урожай»

Цель. Развитие общей моторики, автоматизация звуков [р], [р’] в словах.

Оборудование. Две корзины, муляжи овощей.

Ход игры. Дети делятся на две команды. По сигналу добегают до «Огорода» срывают овощ и кладут его в корзинку. Чья команда быстрее соберет все овощи. Затем педагог предлагает каждому ребенку взять овощ из корзинки и произнести правильно звук [р] или [р’] в его названии.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  2. Р.Л. Бабушкина. О.М., Кислякова. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР. СПб.: КАРО, 2005.
  3. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. О.И. Крупенчик. Стихи для развития речи. СПб.: Издательский дом Литера 2006.
  5. Н.В. Нищева. Кабинет логопеда: Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2008.
  6. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
  7. Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.