Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок по истороии и литературе

Фото пользователя Сергей  Анатольевич Юрганов
Submitted by Сергей Анатольевич Юрганов on пн, 11/05/2009 - 07:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Юрганов Сергей Анатольевич, Кругляк Зоя Васильевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 47 учитель истории и информатики
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Интерированный урок по литературе и истории "Отечественная война 1812 года"

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

НА ТЕМУ:

«БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ»

(по  историческим  материалам и роману

Л.Н.  Толстого «Война и мир»)

Цель урока: проследить и выявить влияние исторического события на судьбу личности, сопоставляя реальные факты и роман Л.Н.Толстого «Война и мир»; показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.;

Задачи урока:

 1. Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.;

 2. Научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы;

3. Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архи­вным материалам, литературным и историческим источникам, свидетель­ствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, за­щищая Родину.

 

Оборудование: карты, схемы, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л.Н. Толстого «Война и мир» (3-й том), иллюстрации к роману; таблицы для работы учащихся на уроках (на каждом столе), мультимидийный проектор, экран.

 

Ход урока

(слайд№1)

I.  Сообщение темы урока, цели, задач.

(слайд№2)

II.   Сообщение плана изучения нового материала (запись на

экране).                                        (слайд№3)

1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).

       2. Лев Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения.

       3.Ход Бородинской битвы, ее итоги и историческое значение (по историческим материалам).

3. Описание Бородинской битвы в романе «Война и мир».

4. Чтение составленной в ходе урока таблицы, обсуждение, выводы.

(слайд№4)

Учитель истории предлагает учащимся таблицу, над которой они будут работать в течение урока.

 

(слайд№5)

III.           Вступительное слово учителя истории.

После вторжения французской армии на территорию Российской Империи в июне 1812 года русские войска постоянно отступали. Из-за быстрого продвижения французов и подавляющего их превосходства главнокомандующему русской армией, генералу Барклаю-де-Толли, не удавалось подготовить войска к сражению, а вступать в неподготовленный бой было опасно, так как это грозило потерей армии. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим генерала-от-инфантерии Кутузова. Однако и ему пришлось отступать, чтобы выиграть время для сбора всех сил.

22 августа (по ст. стилю) русская армия, отступавшая от Смоленска, расположилась у села Бородино, в 124 км от Москвы, где Кутузов решил дать генеральное сражение; откладывать его дальше было невозможно, так как от Кутузова требовали остановить продвижение Наполеона к Москве. 24 августа (5 сентября) состоялось сражение при Шевардинском редуте, которое задержало французские войска и дало возможность русским построить укрепления на основных позициях.

Каково же было соотношения сил накануне генерального сражения у России и Франции. С этими фактами нас познакомит докладчик (Таня Ципленкина). (Доклад: Расстановка сил).

(слайд№6)

IV.  Лекция с элементами беседы.

Учитель истории. Имея численное преимущество, Наполеон стремился в генеральном сражении разгромить русскую армию, вступить в Москву, продиктовать России условия мира. Кутузов не был склонен искать исход войны в одном генеральном сражении, он понимал, что генеральное сражение не определяет окончательной победы. Стратегический план Кутузова был направлен на накопление крупных сил (резервов), истощение врага и окончательный его разгром в ходе контрнаступления.

(слайд№7)

 Кутузов так говорил об этом: «Когда дело идет не о славе выигранных только баталий, но вся цель - устремление на истребление французской армии... я взял намерение... отступить...» (из донесения).

Наполеон говорил: «Победа под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет лишь временной победой, а не окончательным поражением противника».

(слайд№8)

 

Давайте посмотрим как шло Бородинское сражение

( Анимация).

 

 

 

 

(слайд№9)

V. Взгляд Толстого на Бородинское сражение.

Учитель литературы. На предыдущих занятиях мы говорили, что Лев Толстой был не удовлетворен тем. как историки дают объяснения причин наполеоновских войн. Не согласен был великий писатель и со взглядами ученых историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения. Он писан: «Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков... Оно не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник—до самого факта события. Художник, из своей ли опытности или по письмам, запискам и рассказам, выводит свое представление о совершившемся событии, и весьма часто оно оказывается противоположным выводу историка....  Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомандующего. ...Художник отворачивается от них, находя в них необходимую ложь.

Итак, задача художника и историка совершенно  различна и разногла­сие с историком в описании событий и лиц в моей книге — не должно поражать читателя».

О целях, подготовке Бородинского сражения читаем в 19-й главе 2-й части 3-го тома.

«Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла...» (чтение отрывков из главы).

Толстой отмечает, что «...Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев». В тексте учащиеся находят строчки и записывают в таблицу: «Русские не отыскивали лучшей позиции... но и никогда до 25 августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте...» «Бородинское сражение произошло совсем не так, как, стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа, описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции... а принято было рус­скими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, т.е. в таких условиях, в которых … немыслимо было драться…»

       Бородинская бита у Л.Н. Толстого изображается как народное сражение». Автор дает панораму сражения и сверху, и со стороны, и, главное, - изнутри. Читатель видит сражение глазами его участников.

       Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:

(слайд№10)

        1. Какой увидел битву Пьер Безухов, человек сугубо штатский, не раз­бирающийся в военном деле (XXXI, XXXII главы 2-й части 3-го тома)?

        2. Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному участнику многих сражений (XXXVI, XXXVII главы 2-й части 3-го тома)?

      3. Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют (XXII, XXXVI, XXXII главы)?

 

 

 

VI.                         Значение Бородинской  битвы.  (история)

VII.        Вопросы к ученикам:              (слайд№11)

1. Почему Бородино навечно осталось в памяти народной?

2.    Как вы объясните слова Наполеона: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».

3. В чем проявился патриотизм русских воинов?

В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. человек (43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. человек (30%), в том числе 23 генерала, сохраняя высокую стойкость и волю к победе.

Наполеон не достиг своих целей -- разгрома русской армии - - и впервые не смог одержать победу в крупном генеральном сражении. По словам А. Крмелева, при Бородине «французская армия расшиблась о русскую».

(слайд№12)

Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении императору: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах - не превозмогла твердость духа  российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое отечество».

Наполеон, уже будучи узником на острове св. Елены. писал: "Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров. Над Бородинским полем гремели залпы

1200 орудий".

В приказе по армии Кутузов писал: "Объявить мною совершенную благодарность всем вообще войскам. находившимся в последнем сражении".

 

             (слайд№13)

Учитель литературы.

1. Что пишет Л. Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводит писатель полководцам? Читаем отрывки из глав XXVII, XXVIII, XXXV.

«...Во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть изве­стен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть ис­полнено». «Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его».

Кутузов «...не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». «Кутузов был в Горках, в цен­тре позиции русского войска».

      2. Каков же результат сражения?

Ученики читают отрывки из 39-й главы 2-й части 3-го тома. «Несколь­ко десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах...»

Особое внимание при чтении 39-й главы следует обратить на спор Л.Н. Толстого с историками («Некоторые историки говорят, что...»).

Да, Л.Н.Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чем они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы.

«Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена... победа нравственная была одержана русскими под Бородиным»; «Пря­мым следствием Бородинского сражения было...» (глава 39, часть 2, том 3, заключительные строки).

 

(слайд№14)

VII.Чтение таблицы, составленной в течение уроков.

 

 

Исторические материалы о Бородинском сражении

Л.Н. Толстой о Бородин­ском сражении в романе «Война и мир»

1. Цели, пре-следуемые рус-ской армией

Обескровить противника, добиться изменения в соотношении сил, не допустить к Москве

«...не имело ни малейшего

смысла...»

2. Подготовка к сражению

Сражение тщательно пла­нировалось, выбиралось место, строились укрепле­ния

«Русские не отыскивали луч­шей позиции...»; «... сражение... принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности...»

3. Соотноше­ние сил нака­нуне сражения

120 тыс. человек, 624 ору­дия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона

5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов

4. Ход сражения

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями

Ход сражения не был управля­ем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова

5. Итоги сра­жения, след­ствие

Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), францу­зы — 58 тыс. человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата...» Наполеон: «Французы показали себя достой­ными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»

«Нравственная сила фран­цузской армии была истощена... победа нравственная была одержана русскими»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII.    Подведение итогов учителем литературы и истории.

 

Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812 г., Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману «Война и мир».

Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и, не­смотря на разногласия Л.Н. Толстого с учеными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарно­сти к «богатырям русским», защищавшим Родину в 1812 г. Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя-гу­маниста, заявившего, что «...вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью», «... война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разум­ные создания».

(Слайд№15)

Л.Н. Толстой: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».

 

(Слайд 16)

 

Заключительное стихотворение.

 

Оценки за урок.

 

Прикрепленный файлSize
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ.ppt1.2 MB
krossvord.doc544.5 KB

»  Tags for document:

Фото пользователя Лариса Владимировна Десяк

На: Интегрированный урок по истороии и литературе


Сергей Анатольевич! Мы, участники мастер-класса 26.08.09 с интересом познакомились с Вашими материалами. Спасибо! Успеха в аттестации на высшую категорию!

Десяк Лариса Владимировна, Новосибирская область



Фото пользователя Светлана Анатольевна Кром

На: Интегрированный урок по истороии и литературе


Сергей Анатольевич очень интересно разработан урок не перенасыщен материалом, содержит интересные задания, выдержан по структуре.