Вы не зарегистрированы

Авторизация



План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО на тему: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)

Submitted by дамира мидхатовна валеева on Wed, 15/10/2014 - 10:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
валеева дамира мидхатовна
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа п. Ныртинского совхоза» Кукморского муниципального района  Республика Татарстан,учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>План &ndash; конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО на тему:</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)</strong></p>

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа п. Ныртинского совхоза» Кукморского муниципального района  Республика Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО на тему:

 

 

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Учитель: Валеева Д.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)

Цель урока: отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах; формировать умение правильно знаки  препинания при однородных членах, закрепить умения составлять схемы предложений с обобщенными словами, воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе  (слайд № 2)

Методические приемы: самостоятельная работа, пояснения учителя, тренировочные упражнения.

Оборудование: доска, интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки с заданиями, бланки ответов.

В классе 3 группы: 3 группы по 4 человека.

 

 На уроке были применены МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА и следующие структуры МИКС ПЭА ШЭА,  РЕЛЛИ РОБИН, МИКС ФРИЗ ГРУПП,  КОНТИНИУС РЕЛЛИ РОБИН.

Ход  урока

I.                   Организационный момент.   Здравствуйте, ребята!

Менеджмент.  Приветствие.

Орфографическая  разминка (слайд № 3)

1.      Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

отп…рать

отб…рать

зап…реть

расст…лить

бл…стать

2.      Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

прил…гательное

р…стовщик

утв…рь

прил…жение

ур…внение

II.                Актуализация опорных знаний.  МИКС ПЭА ШЭА.  Под музыку смешиваемся

Образуем пары, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов)(слайд № 4)

Вопросы для пар: Подбираем обобщающее слово для слов каждого ряда:

1.      И, да, ни-ни, не только…, но и …, как…, так и … - соединительные союзы.

2.      Подлежащее, сказуемое – главные члены предложения.

3.      Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены предложения.

Подбираем к обобщающим словам по несколько слов с более узким значением и образуем пары по количеству ответов МИКС ФРИЗ ГРУПП (Под музыку ученики перемешиваются в группе. После остановки музыки замирают. Учитель задает вопросы. Ученики формируют группы с таким количеством человек, которое является ответом на вопрос)

1.      Виды сказуемых – простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.(3)

2.      Виды сочинительных союзов – соединительные, разделительные, противительные.(3)

3.      Односоставные предложения с главным членом сказуемым (время): определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные – Образуем пары по количеству ответов –(4)

     Учащиеся встают по 4 и садятся за парты, образуя партнеров по лицу и партнеров по плечу). Инструментом для управления групп является МЕНЕДЖМЕНТ. (Партнеры приветствуют друг друга).

 

III.             Пунктуационная разминка (устная)

Повторение постановки знаков препинания при однородных членах.

( слайд № 5)

Расставьте знаки препинания, объясните их   постановку.                      

  1. Легкий ветерок то просыпался то утихал.

  2. Несутся клубы не то тумана не то мелких брызг.

  3. И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпа…ый аул.

  4. Лес не школа да всех учит.

  5. У самого родника р…сли не только дубы но и ели.

  6. У Сибири есть много особенностей как в пр…роде так и в людских нравах.

 

Повторение правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при  однородных членах.

( комментируем примерами) (слайд № 6)

IV.             Работа в тетрадях. Записываем число, тему.

Выполнение задания по слайду (слайд №7),

- Спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений.

1.   В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

2.  Всюду и вокруг и над головой была вода.

3.  На крышах домов  на деревьях  на скамейках аллеи  везде была изморозь.

 Взаимопроверка по слайду № 8.

1. [:™,™,™,™].

2. [: и™, и™- ...].

3. [™,™,™ - ].

 

V.                Закрепление основного правила постановки знаков препинания: двоеточия, тире, двоеточия и тире в предложении.

1.       Используя структуру МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА (слайд № 9), выписываем те предложения, которые соответствуют схемам под вашими номерами по МЕНЕДЖМЕНТУ.  ( слайд № 11)

2.        Используем структуру КОНТИНИУС РЕЛЛИ РОБИН, т.е. проверяем и обсуждаем выполненные задания. ( слайд № 12)

3.       Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия (слайд № 13, 14)

 

1. Из предложения В лесу  легко дышится  взять обстоятельство места;

2. Добавить сказуемое предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева;

3. Добавить подлежащее предложения  Всё вдруг изменилось в ней.

Получилось выражение «В лесу поражает всё:  …».

Задание: Используя это выражение, составьте предложение с обобщающим словом по иллюстрации 14 слайда.

VI.             Физкультминутка. Давайте отдохнём, вспомним лес летом. Я приглашаю вас на прогулку. (Включается файл аудио/видеофильм «Прогулка»)

4.       Перестройте предложения так, чтобы они соответствовали относящимся к ним схемам. Расставьте знаки препинания. ( слайд № 15)  (Включается музыка)

5.       Какие слова могут стоять после обобщающих слов перед однородными членами и после них в книжной речи? Как ставятся знаки препинания в этом случае?  Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, укажите на их особенности. (слайд № 16)

1)      Некоторые виды рыб, а именно: карпы, лещи, сазаны -  легко разводятся в прудах.

2)      Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду чувствовалось приближение осени.

6.       Слово учителя: За окном зимний день. Сколько раз мы наблюдали падающий снег! Как знакома нам ситуация: мы в тёплой, уютной комнате, у окошка: смотрим,  как за стёклами пролетают мимо или тихо падают снежинки. Снег идёт…

    Так же, как мы, стоял у окна поэт Б. Пастернак и появились строчки: (знаки препинания на слайде не расставлены)

Снег идёт,  снег идёт,

Снег идёт, и всё в смятеньи:

Убелённый пешеход,

Удивлённые растенья,

Перекрёстка поворот.

 

                         ( Б. Пастернак )

(читаем стихотворение) ( cлайд № 17)

Выполняем задание.

- Какой эффект создаёт обобщающее слово при однородных членах в этом стихотворении?

- Обобщает смысл, усиливает значение следствия,  результата процесса (снег идёт), выраженного рефреном стихотворения «Снег идёт…». Обобщающее слово может быть средством выразительности в поэтической речи.

7.       Проанализировать предложения (слайд № 18)

Уметь отличать простые предложения с обобщающим словом от простых предложений с составным именным сказуемым.

 

VII.          Обобщение знаний.  ( слайд № 20)      

Обобщающие слова – это __________________________

Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и __

Обобщающие слова в предложении могут стоять _________

Тире ставится, если __________________________________

Двоеточие ставится, если _______________________________

Двоеточие и тире ставится, если ____________________

 

VIII.       Домашнее задание. Упр. 290-291 (слайд № 21)

IX.             Оценивание учеников.