Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок Мужества "На войне даже дети должны быть героями..."

Фото пользователя Ирина Анатольевна Гермоний
Submitted by Ирина Анатольевна Гермоний on чт, 02/04/2015 - 14:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гермоний Ирина Анатольевна
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 муниципального образования город Новороссийск

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p>Мероприятие &quot;Урок Мужества&quot; посвящен Приблизить героику грозных лет Великой Отечественной войны, установить связь с прошлым, примеры, которого воспитывают чувство гражданского долга и ответственности;юбиленой дате 70-летию Победы нашей страны над фашистской Германией.</p>

Методическая разработка Урока Мужества

«На войне героями должны быть даже дети…»  
 

Методические рекомендации: данное мероприятие разработано для обучающихся 7 – 11 классов. При подготовке Урока Мужества дети делятся на группы: каждая группа выполняет отдельно порученное ей задание:

1 группа – готовит рисунки, плакаты, цветы для сцены.

2 группа – готовит сообщения о детях, работавших на заводах, фабриках, в колхозах и совхозах во время войны – детях-тружениках тыла во время войны.

3 группа – готовит сообщения о «О сыновьях Полка», о новороссийцах, чье детство прошло в годы войны.

4 группа – готовит сообщения о детях узниках концлагерей.

5 группа – выступает по сценарию учителя  с сообщениями о пионерах-героях Великой отечественной войны.

в уроке используются видеоматериалы, которые можно скачать на сайте:

Цель: Приблизить героику грозных лет Великой Отечественной войны, установить связь с прошлым, примеры, которого воспитывают чувство гражданского долга и ответственности;

 

Задачи:

1. Развивать творческие способности детей; способности  работать с архивными материалами, историческими документами;
2. Способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.

 

Образовательные технологии: коллективно-творческое дело; исследовательская  деятельность учащихся при подготовке Урока Мужества; интерактивная технология «Метод Шляп» (исследование исторических событий с разных точек зрения).  

 

Оборудование:  компьютер, мультимедиа, фонограммы,  фотографии пионеров-героев, презентация,  Фон Реквием Моцарта.

Место проведения: Актовый зал.

Стулья расставлены как в кинотеатре, на сцене висит плакат (рисунок, композиция и др. по желанию и  творчеству детей) «придуманный памятник Детям – героям Великой Отечественной войны». Цветы перед «памятником».


 

Ход Урока:

Звучит тихая музыка.(Приложение №1)

Учитель: Война…Кажется о ней уже все и помногу раз сказано, найти какое-то свежее слово о войне трудно. Особенностью сегодняшнего урока стало то, что мы будем говорить непросто об участниках войны, а о тех, кто в годы войны был ребенком. Хотелось бы приблизить войну к вам, к детям, посмотреть на нее глазами ваших сверстников. Так родился урок «На войне героями должны быть даже дети…».

Чугунным катком прокатилась по детям нашей страны война. Они гибли под бомбами и пулями оккупантов, мучились и умирали от голода, холода и болезней в осаждаемых городах, в оккупации, фашистской неволе. Мы очень мало знаем о детях – мучениках Второй мировой войны. Война отняла у них детство. И тогда эти два понятия, дети и война, стали неразделимы.

I ведущий:

Время героев, обычно ты кажешься прошлым.

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

II ведущий:

Время героев, по самому высшему праву

Ты подарило далеким и близким годам

Доблесть и славу, и долгую добрую память

Время героев, а что ты оставило нам?

I ведущий:

Ты нам оставило ясное небо отчизны,

Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

Ты нам оставило самое главное в жизни

Радость работы на мирной, счастливой земле.

II ведущий:

Такою всё дышало тишиной,

Что вся Земля ещё - спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких-то пять минут осталось!

 

I ведущий: Семьдесят лет назад, почти целый век, отгремели последние залпы Великой Отечественной войны – справедливой, освободительной войны нашего народа за свободу и независимость своей Родины, против фашисткой Германии. Немалую роль в победе сыграли маленькие солдаты, дети.
II ведущий: Это была Великая война, ибо такого беспримерного героизма, такой воли к победе всего народа, от мала до велика, история ХХ века еще не знала.

1-й чтец:

Шло детство, поспела клубника

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико, что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слез удержать не могла

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик

И было нам, детям не просто

Понять этой скорби язык.

 

2 группа выступает: сообщения о детях, работавших на заводах, фабриках, в колхозах и совхозах во время войны – детях-тружениках тыла во время войны.

 

II ведущий:

Прервалась мирная жизнь людей.

Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.

2-й чтец:

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

И не вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер?

Неужели это – война…

Мы помним день, когда был мир расколот,

Когда несчастий хлынула волна

И, как на наковальню тяжкий молот,

На нашу жизнь обрушилась война

Народ собрался у военкоматов

Волнующей, гудящею толпой.

И даже те, кто не были в солдатах,

Со всеми вместе тоже рвались в бой.

Затем поспешно строились в колонны

И уходили в грозовой рассвет,

С собою вместо хлеба взяв патроны.

Смотрели скорбно женщины им вслед…

II ведущий:

Война. Жесточе нет слова

Война. Печальней нет слова

Война. Святее нет слова

I ведущий:

У войны было горя много

И никто никогда не сочтет,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.

4-й чтец:

Уходили мальчики – на плечах шинели

Уходили мальчики – храбро песни мели

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики – где, не зная сами

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки

Не хотели мальчики поддаваться страху

Поднимались мальчики по свисту в атаку

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа

 

3 группа выступает: сообщения о «О сыновьях Полка», о новороссийсцах, чье детство прошло в годы войны.

 

I ведущий:

За время войны погибло тысячи детей, еще больше осталось без родных и

близких. На хрупких детских плечиках они несли бремя войны!
2 ведущий:

Блокада как далеко это слово

От наших мирных, светлых дней

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мерзли на пути,

И матери, не в силах

Своих детей на кладбище нести

I ведущий:

Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг

Пионерка – Ленинградка,

Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова

II ведущий:

Женя умерла – 28 декабря в 12 часов утра 1942 г.

Бабушка умерла – 25декабря в 3 часа дня 1942 г.

Лека умерла – 17 марта в 8 часов утра 1942 г.

Дядя Вася умер – 13 апреля в 2 часа дня 1942 г.

Дядя Миша умер – 10 мая в 4 часа дня 1942 г.

Мама умерла – 13 мая в 7 часов - 30 минут утра 1942 г.

I ведущий:

Будьте бдительными, люди

Люди, вслушайтесь в дневник

В нем звучит сильней орудий

Тот безмолвный детский крик.

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

II ведущий:

«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что–то снять с их детских

плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».

Я к ним подойду. Одеялом укрою,

О чем–то скажу, но они не услышат

Спрошу, не ответят.

А в комнате трое,

Нас в комнате трое, но двое не дышат.

Я знаю, не встанут. Я все понимаю.

Зачем же я хлеб на три части ломаю?

 

Презентация-ролик «Дети войны»  (Приложение №2)

 

I ведущий:

Дети разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Школьники умирали не только дома, но и на улице по дороге в школу, но, случалось, прямо в классе.

 

 

II ведущий:

Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

I ведущий:

В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людскими потоками, то эсэсовцы бросали живых детей в раскаленные печи.

 

4 группа выступает: сообщения о детях узниках концлагерей.

Видеоролик «Дети узники» (приложение №3)

 

5 группа выступает по сценарию учителя:

I ведущий:

Дети на войне

Есть поговорка. На войне детей не бывает

Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно.

Они под танки бросались с гранатой

Каждый делал на совесть, что мог,

Потому, что как солдаты

Выполняли солдатский свой долг.

I ведущий:

Никто из них не помышлял о славе

О ней ли думать в страшный час?

Когда родную землю топчет и поганит

Проклятая германская орда.

Дети войны. Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчики и девочки? Бесстрашные

герои… Орлята Великой Отечественной войны.

III ведущий:

Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили Родину. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся помнит! Помнит о подвигах, о боевых друзьях.

IV ведущий:

Вспомним всех поименно,

С горем вспомним своим.

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым.

По доносу провокатора была арестована вся семья Герасименко. Юную

подпольщицу Люсю пытали, но она молчала. Фашисты убили ее.

 

1 чтец:

Белая березонька у хаты

Наклонила ветви до земли

Мимо хаты пьяные солдаты

Юную разведчицу вели

Больно тело девичье томили,

И огнем пытали и водой

Никакие муки не сломали

Верность партизанки молодой.

Мать – Отчизну девушка любила,

Ей верна осталась до конца!

Не сломила вражеская сила

Молодые, дерзкие сердца.

V ведущий:

Леня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая

Лука Новгородской области.

VI ведущий:

Марат Казей погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоромещин

в Белоруссии.

V ведущий:

Валя Котик погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.

VI ведущий:

Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в Керчи, помогая саперам

расчистить заминированные тропы.

V ведущий:

Зина Портнова расстреляна фашистами осенью 1943 года .

VI ведущий:

Юный герой Витя Новицкий  уже не помнил, сколько времени идет бой. Он стрелял и стрелял, и боялся лишь одного – что могут кончиться патроны.
Горело небо, и пылал Новороссийск, и плыли над Цемесской бухтой чёрные шлейфы дыма. Стены старинной башни на Октябрьской площади были полуметровой толщины и, сложенные из камня-известняка, могли бы выдержать какой угодно обстрел. На подоконнике стояли пулемёты. А у двери – ящики с патронами и ручными гранатами. В доме напротив, через улицу Рубина, в подвале – мать с братишкой и сестрёнкой. Витя даже не мог предупредить их, что он тут. Витя бросился к ручному пулемёту и длинной очередью пропорол улицу Рубина. Рота гитлеровцев откатилась. А мальчишка уже пулей слетел вниз, открыл дверь и с размаху бросил связку гранат. Распахнул ворот солдатской гимнастёрки: пусть гады видят тельняшку – моряки не сдаются! Только бы патроны не кончились…* Не знал он, что в эту минуты двое фашистов уже поднимались по ступенькам лестницы. Пробили наскоро замурованное кирпичами окно первого этажа и проникли в башню. Скрипели старые ступеньки под их сапогами.

Но Витя не слышал.  Опять он был у пулемёта и стрелял, стрелял…

Страшный удар обрушился на голову мальчика. Он повернулся, посмотрел непонимающими глазами и, упав на пол, потерял сознание. *Гитлеровцы швырнули худенькое тело на подоконник и облили горючей жидкостью.

Один из солдат чиркнул зажигалкой. Горящим факелом падал со второго этажа башни Витя… Два часа не могли пройти фашисты к центру Новороссийска по улице Рубина.  Два часа сдерживал их Витя.

Он лежал лицом вниз у самого края траншеи, на чёрной взрытой земле. Только волосы не тронул огонь. Русые, выгоревшие на солнце, смешным ёжиком топорщились они на затылке...

 

Учитель: Один немецкий солдат записал в своем дневнике: «Мы никогда не

победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». Мы склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся с полей

сражений. Почтим память погибших минутой молчания.

Минута молчания. (Звуки метронома)

 

На фоне видеоролика ведущие читают стихи (Приложение №4)

II ведущий:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям

Давайте, люди никогда об этом не забудем!

 

I ведущий:

Он пришел широким, твердым шагом,

День, когда утих последний гром,

День, когда над взорванным рейхстагом

Стяг победы полыхнул огнем.

Тех событий вестник непременный,

Майский ветер обежал страну

И швырнул на каждую антенну

Радостную радиоволну.

И, в домах не в силах оставаться

От таких волнующих вестей,

Люди выходили обниматься

На просторы гулких площадей.

Что-то пели, плакали, кричали,

Незнакомый сразу близким стал.

Всех военных не щадя качали:

Все равно, солдат иль генерал!

Вот она, высокая минута:

Музыка, букеты свежих роз…

И в огнях победного салюта

Искорки людских счастливых слез…

 

Звучит музыка.

Группы делают коллаж из плакатов и рисунков  «Мы дети России, мы против ВОЙНЫ, Мы дети Кубани, мы за МИР!!!»

Прикрепленный файлSize
Презентация Дети войны (Приложение№2).zip3.49 MB
Приложение №3.MPG2.04 MB
звук метронома.mp3876.44 KB
приложение №1.mp35.99 MB