Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая работа на тему: «Синтез художественного слова и хорового пения в детской исполнительской практике»

Submitted by Ольга Николаевна Алексеева on Tue, 09/06/2015 - 19:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Преподавателя хорового класса МОУДОД «ДМШ № 5» г. Саратова Алексеевой Ольги Николаевны
Место работы, должность: 




 

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p><br /> <br /> &nbsp;</p>

Алексеевой  Ольги   Николаевны
     В настоящее время большое внимание уделяется проблеме творческого развития детей, формированию их эмоциональной, эстетической культуры. Наиболее эффективная форма музыкального воздействия на личность - хоровое пение. Это самый демократический вид искусства, доступный всем. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций.

     Хоровая музыка тесно связана со словом, что создаёт базу для конкретного понимания содержания  музыкальных произведений. Хоровая музыка всегда ярко программна.

Содержание её раскрывается и через слово, поэтический текст и через музыкальную интонацию, мелодию.

      На занятиях хорового класса в ДМШ творческая деятельность детей может начинаться с самых ранних этапов. Так ,например, в подготовительном хоре ,основой обучения является игра. Дети очень быстро устают  и поэтому занятия должны строиться по нарастающей линии. Очень полезно пение чередовать с игровыми моментами или «разыгрывать», инсценировать песенки из репертуара. Например: «Как у наших у ворот», « Патока с имбирём», «Как на тоненький ледок» и др.

      В младшем хоре у детей  8-11 лет формируются ценностные ориентации, критерии музыкально- исполнительской деятельности. Так в первых  трёх классах наиболее развивающими оказываются занятия музыкой с акцентом на собственную творческую деятельность ребят. Поэтому дети в младшем хоре с удовольствием работают над музыкально-литературной композицией или музыкальной сказкой, где тесно связаны и пение и стихи ,и сценическое действие.

     Очень важно с самого начала не ошибиться в выборе произведений, а выбрать из большого числа музыкальных произведений те, которые бы отвечали следующим требованиям:

во-первых, были интересны по художественным образам; во-вторых, доступны для понимания определённой возрастной группе детей; в-третьих, музыкальный материал не должен быть повторением уже пройденного.

       Работая над музыкально-литературной композицией, педагог одновременно исполняет множество ролей: режиссёра, педагога–вокалиста, хормейстера, педагога по сценическому  движению, преподавателя сценической речи при работе с чтецами.

    Исполнение музыкально-литературных  композиций вызывает яркий эмоциональный отклик как у самих исполнителей, так и у слушателей, что способствует:

1. Развитию заинтересованности детей и родителей к  хоровому пению и художественному слову;

2. Развитию многосторонних творческих способностей детей (вокальных, сценических, декламаторских)

3. У детей развивается артистизм, «чувство сцены», снимаются многие зажимы и комплексы;

4. Произведения, включённые в композиции, объединены какой–либо одной темой, что способствует более глубокому их восприятию. Музыка и стихи, дополняя друг друга, усиливают эмоциональное воздействие композиции. Такой вид концертной деятельности позволяет хору стать главным действующим лицом в концерте.

5. Синтез художественного слова и хорового пения достаточно органичен, так как существует много общих приёмов, методов и форм работы над сценической речью и пением.

     В работе над музыкально-литературной   композицией параллельно существуют три формы репетиций:

1) индивидуальная (сольная певческая или речевая);

2) групповая (солисты, группа чтецов);

3) со всем хором и при всём хоре.

    В работе педагога с чтецами необходимо:

1) выбрать детей с хорошей, чёткой и ясной дикцией;

2) голоса должны быть звонкими, чистыми, без дефектов («пришёптываний», «хрипов»), каждое слово должно быть ясно слышно и хорошо понято залом;

3) расставить все смысловые акценты в стихах, то есть определить, какое слово надо выделить (а может быть и целое предложение), где сделать паузу, а где произнести всё на одном дыхании (это очень важно, так как упущение акцента влечёт за собой иногда искажение смысла, иногда перенос кульминации); все фразы должны быть в смысловом плане закончены и закруглены;

4) чтецы должны также быть и хорошими актёрами, чтобы только голосом, интонацией передать смысл и настроение декламируемого стихотворения, уметь словом создать зримый образ;

5) чтец и «хор» должны хорошо чувствовать друг друга, чтобы действие развивалось без пауз и перерывов, и в то же время без спешки и суеты;

6) чтецы должны обязательно хорошо знать порядок номеров композиции, так как находясь на расстоянии от дирижёра и будучи повёрнуты  лицом к зрительному залу, они не имеют возможности надеяться на подсказку дирижёра;

7) текст должен быть выучен прекрасно; чтецы должны помнить, что их ошибка может повлечь за собой также «провал» их товарища;

8) желательно, чтобы это были смелые и находчивые ребята, чтобы они могли в любую минуту и поддержать товарища на сцене, и заменить его, и напомнить забытый текст.

     Существует много прекрасных книг по технике  сценической речи. Например, К.С.Станиславского, Е.Саричевой, М.Кнебель, А.Канкарович и других. А настольной книгой       каждого хормейстера является работа К.П.Виноградова «Работа над дикцией в хоре», созданная во многом на основе вышеуказанных книг.

     Выше упоминалось, что существует много общих приёмов в работе певца над голосом.

     Во-первых,  по организации дыхания. В книге Е.Саричевой «Сценическая речь» подробно описаны упражнения по постановке  и развитию  фонационного дыхания. Например,  «Спать хочется», «Цветочный магазин», «Свеча». Эти упражнения  можно использовать и на индивидуальных, и на хоровых занятиях.

     Во-вторых, интересны и полезны  упражнения на развитие диапазона  голоса. Например, «Маляр», «Самолет», «Спор», «Парашютист».

     В-третьих, для тренировки чёткого произношения согласных п, т, к, г рекомендуется использовать чистоговорки и скороговорки; а для согласных ш, с, з, р – занимательные стихи. Причём нельзя произносить текст формально, нужно стараться  видеть то, о чём говоришь.

     Однако необходимо оговориться, то при  пользовании имеющимися в книге указаниями  четкого произношения, в пении надо неуклонно следить за сохранением вокальной линии, тогда слово как бы нанизывается на эту линию, сохраняя в то же время  надлежащую свою чёткость.

     Говоря о выработке хорошей дикции, надо отметить весьма распространённый дефект у детей: зажатая нижняя челюсть.  От этого произношение получается «сквозь зубы». Работа над устранением этого дефекта должна вестись на каждом занятии, так как зажатая челюсть мешает произношению и пению. Иногда дети по разным  причинам просто стесняются открывать рот, зажимая нижнюю челюсть. Снятие этого дефекта – дело психологического настроя. Надо чаще просить детей улыбаться и так, чтобы были видны зубы, говорить, что нет ничего прекраснее открытой детской улыбки.

     Хормейстер, выполняя роль педагога по сценической речи, должен научить детей внимательно относиться к культуре слова вообще и к законам  произношения его, в частности.  Образцом правильного произношения считается «московская сценическая речь», являющаяся, по выражению Е.Саричевой, «разговорной литературной речью Москвы», синтезом наиболее ценных элементов основных русских говоров.

     Чтобы предотвратить наиболее часто встречающиеся ошибки в произношении у детей, необходимо  помнить правила. Приведём лишь некоторые из них. (Подробнее о правилах произношения можно прочесть в книге К.П.Виноградова «Работа над дикцией в хоре»).

     Важнейшей задачей в работе над текстом  является нахождение логических центров, ударных слов. Слово, несущее на себе логическое  ударение, может быть иногда произнесено и тише других, но сосредоточие мысли на нём делает его логически ударным.  В хоре это сделать трудно. Достижение этого требует упорной и кропотливой работы, как со стороны руководителя, так и со стороны всего хорового коллектива.

     Для выявления логически литературного текста в пении решающую роль играет мелодия. Но не всегда логические ударения в литературном тексте совпадают с кульминационными «вершинами» в мелодии, что создаёт трудности для исполнения. Хормейстеру необходимо чутко и тактично. разобраться  в этом при анализе партитуры.

    Очень часто в хоре дети поют отдельно каждое слово, не связывая их одним смыслом. Выразительное же прочтение того же стихотворного текста помогает детскому сознанию охватить мысль целиком.  Это происходит потому, что в речи слова по времени стоят близко друг от друга, а в пении, особенно в медленном темпе, значительно дальше.  Поэтому умение подчеркнуть главные и второстепенные ударные слова в пении имеет особенно большое значение.

     В заключении хочется отметить, что работа над музыкально-литературной композицией, представляющей синтез художественного слова  и хорового пения, - это процесс трудоёмкий, но очень интересный и увлекательный. Эта работа не только обогащает репертуар хора, не только помогает приобретению новых знаний, умений  и навыков, не только раскрывает различные способности детей, но и способствует созданию творческой атмосферы в работе хора, сплочению коллектива.