Вы не зарегистрированы

Авторизация



ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКА СВОИМИ РУКАМИ» (ОРИГАМИ)

Submitted by Майя Валерьевна Тувыкина on Wed, 10/06/2015 - 10:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тувыкина М.В.
Место работы, должность: 

Детская художественная школа г. Ковров, ДЮЦ "Гелиос" г. Ковров
 

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
дополнительное профессиональное образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: 
Иная категория
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Программа дополнительного образования детей по направлению оригами. Занятия по этой программе приносят хорошие результаты, что доказано различными достижениями воспитанников обучающихся по ней<br /> &nbsp;</p>

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Детско-юношеский центр «Гелиос»

                                                               

УТВЕРЖДАЮ

                                                        Директор ДЮЦ  «Гелиос»

                                                        __________ Слуцкая О.Н.

                                                        «___» ____________ 20__ г.


 


 


 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СКАЗКА СВОИМИ РУКАМИ»

(ОРИГАМИ)

педагог Тувыкина М.В.


 


 

г. Ковров

2013 г.


 


 


 

Пояснительная записка

Оригами - особый вид конструирования из бумаги. История развития этого искусства корнями уходит в 610 век до нашей эры и неразрывно связана с Японией и её религиозными ритуалами. Развитие оригами как направления современного искусства также связывают с именем знаменитого японского мастера оригами Акиры Иошизавы, который разработал систему записи процесса складывания и придумал много новых моделей. В 1978 году он демонстрирует свое искусство в Москве.

Мощный толчок для развития отечественного оригами дает создание в 1989 и 1991 годах двух общественных организаций - Московского и Петербургского Центров Оригами. С того времени выходит в свет много литературы и образовательных программ по оригами.

Введение программы «Сказка своими руками» в образовательный процесс детского клуба предоставляет широкие возможности для детей. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами работы с бумагой, такими как сгибание, надрезание, склеивание. В процессе занятий ребенок эмоционально и чувственно обогащается, приобретет художественно-конструкторские навыки. Совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.

Занятия оригами создают условия для всестороннего развития детей. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., углубляя тем самым знания по «математике». При этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами, что позволяет педагогу и обучающимся говорить «на одном языке».

Использование на занятии художественного слова позволяет шире взаимодействовать с образовательной областью «словесность».

Создавая свои работы и знакомясь с творчеством разных авторов, воспитанники, с одной стороны через восприятие художественных произведений постигают понятие красоты в искусстве, с другой стороны осваивают законы творчества. Таким образом, дети погружаются в образовательную область «искусство».

Коллективная деятельность объединения. Соблюдение норм и правил поведения предполагают развитие таких качеств как ответственность, взаимопомощь, навыки общения.

Участвуя в выставках, ярмарках, марафонах воспитанники приобретают такие социальные навыки как общественная активность, инициативность, потребность в творчестве (образовательная область «Социальная практика».

Обучающиеся используют в работе образы живой природы, знакомясь с их строением, узнают новое из области «Естествознание».

Исследования показали, что в результате систематических занятий, занимающихся оригами, улучшаются показатели здоровья и физические показатели -развивается мелкая моторика рук, улучшается координация движений, развивается глазомер.


 

Занятия оригами проходят в интересной и увлекательной форме, способствуют быстрому росту таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение. Один из итогов - уменьшение внутренней тревожности и избавление от неврозов, а значит и повышение интереса и успешности в учебе.

Прoграмма модифицированная. За основу приняты:  программа  «Бумажное  моделирование»  (оригами),  утвержденная  в   1995   году САО г.Москвы

Цель программы

Создание условий для развития творческой личности, развитие творческих способностей детей, посредством оригами.

Задачи программы:

1. Обучающая

-освоение приемов работы с бумагой, инструментами, чертежами;

-формирование художественно-конструкторских навыков;

2. Развивающая

-развитие внимания, памяти, воображения, мышления, творческих способностей;

3. Воспитательные 

- совершенствование трудовых навыков, воспитание культуры труда;   

- формирование навыков коллективной работы и общения.


 

Программа рассчитана на 3 года.

Возраст детей 7-11 лет.

Количество детей в объединении 12 человек, состав группы постоянный, набор в объединении свободный.

Режим занятий:

1 год обучения –2 раза в неделю по 1 часу, 72 часа в год

2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часу, 144 часа в год

3 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу ,144 часа в год

Ожидаемые результаты и способы проверки

К концу 1-го года обучения дети должны знать:

основные условные обозначения и приемы оригами, базовые формы; К концу 1 -го года обучения дети должны уметь:

складывать простые игрушки по показу педагога и по схеме;

создавать простые композиции из готовых изделий.

К концу 2-го года обучения дети должны знать:

историю возникновения бумаги, историю развития искусства оригами;

К концу 2-го года обучения дети должны уметь:

конструировать модели на основе составления композиций из различных базовых

форм;

выполнять двухсторонние изделия по схеме;

создавать более сложные композиции из готовых изделий.

К концу 3-го года обучения дети должны знать:

о творчестве известных мастеров искусства оригами: Йакира Йошизавы,

С.Соколовой, Елены и Сергея Афонькиных;

приемы выполнения игрушек для настольного и пальчикового кукольного театров:

технику выполнения плоскостных головоломок;

К концу 3-го года обучения дети должны уметь:

свободно оперировать знаково-символическими средствами оригами;

изготавливать игрушки для настольного и пальчикового кукольного театра;

выполнять плоскостные головоломки:

владеть разнообразными приемами работы с бумагой.

Задания творческого характера: создание сказочных композиций, их художественное оформление; создание индивидуальных работ в технике «Бумагопластика» с введением новых приемов, придуманных воспитанниками.

Механизм оценки получаемых знаний, умений и навыков.

Для проверки уровня усвоения знаний на занятиях объединения используются следующие формы контроля: беседа;

фронтальный опрос, сообщение обучающихся на заданную тему. Для проверки уровня усвоения практических умений и навыков применяются: самостоятельная работа по схемам, индивидуальным карточкам, самостоятельная работа по выполнению композиции с использованием выполненных ранее игрушек.

На занятиях используется словесная форма оценки деятельности обучающихся (анализ педагога, самоанализ, взаимоанализ).

Отбор лучших работ на выставку, конкурс также является формой оценки выполненных работ обучающихся.

Для учета уровня усвоения знаний, умений и навыков педагог ведет индивидуальные карты развития с применением цветописи. Учет ведется на разных этапах освоения программного материала.


 

Учебно-тематический план 1 год обучения.

Тема (раздел) занятия

Количество часов


 


 

теория

практика

всего

Введение

1


 

1

Графический язык оригами

1

3

4

Основные базовые формы

         4


 

       40

44

— Базовая форма «Треугольник»

- Базовая форма «Воздушный змей»

—Базовая форма «Двойной треугольник»

— Базовая форма «Двойной квадрат»

— Базовая форма «Конверт»

1

1

1

1


 

9

9

9

9

4

10 10

10 10

          4

Композиция

— «Клораблики в море»

 — «Голубь мира»

— Дачный поселок»

 — «Домашние птицы на лужайке»

 — «Островок в пруду»

 — «Сказочный букет»

 — Мобиль «Журавлики»

1


 


 


 


 


 


 


 

1

8

1

1

1

1


 

1

1

2

9

1

1

1

1


 

1

1

3

Фантазия

 - оформление новогоднего праздника

 - изготовление масок

1


 

1

7

4

3

8

4

4

Экскурсии

2


 

2

Выставки

1

1

2

Подведение итогов года

1

1

2

Итого

12

60

72

                 

Содержание программы I год обучения.

1.    Введение

Цели и задачи работы в объединении. Знакомство с инструментами и материалами. Оригами (страничка истории). Внутренний распорядок, правила поведения на занятиях. Рабочее место. Правило безопасности труда. Выбор старосты объединения.

Демонстрация изделий, выполненных обучающимися старших групп (или педагогом).

2.    Графический язык оригами.

Практическое выполнение приемов оригами и заготовок (базовых форм), необходимых для складывания. Оформление альбома «Азбука оригами»:

условные знаки и приемы оригами;

заготовки (базовые формы), необходимые для складывания:

  1. книжка;
  2. треугольник;
  3. воздушный змей;
  4. двойной треугольник;
  5. двойной квадрат;
  6. конверт

3.    Основные базовые формы.

Знакомство с технологией изготовления оригамской игрушки. Определение и использование необходимых базовых форм для выполнения работ. Подготовка инструментов и материала для работы. Определение цвета и размера игрушки.

Практическая работа. Изготовление изделий с использование базовых форм.

•  Базовая форма «Треугольник»

Парус и рыбка

Стилизованный цветок и бабочка

Лисенок и волчонок

Котик и зайчик

Снегирь и голубь

Яхта и пароход

Домик с трубой, с крыльцом

Деревья, травы, цветы

•  Базовая форма «Воздушный змей»

Кролик

Котенок и щенок Курочка и петушок Ворона и сова Сказочная птица

Лебеди (2 способа)

•  Базовая форма «Двойной треугольник»

Рыбка и мотылек Бабочка и лягушка Ракета (2 способа) Прыгающий зайчик Цветы к 8 Марта

•  Базовая форма «Двойной квадрат»

Тюльпан. Лилия.

Ваза.

Краб. Кузнечик.

Журавлик.

•  Базовая форма «Конверт»

Пароход Подводная лодка

Анализ выполненных работ.

4.    Композиция.

Выполнение определенной последовательности для выполнения композиции: определение темы и её содержания, выбор сюжета; составление эскиза композиции; подбор бумаги по цвету и качеству;

наложение фона на выбранную форму основы (вертикально, горизонтально и т.п.) изготовление или использование уже готовых элементов (деталей) композиции: монтирование композиции, компоновка деталей, раскладывание их на фоне; наклеивание деталей на фон; оформление готовой работы в рамку.

5.    Фантазия.

Знакомство с различными приемами работы с бумагой: сгибание, сминание. скручивание, вырезание, нестандартное крепление и т. д.

Оформление новогоднего праздника: изготовление новогодних гирлянд, игрушек в технике «бумажная пластика».

Изготовление масок: картонная основа и ее художественное оформление.

6.    Экскурсии.

Посещение художественных выставок, салонов, творческих мастерских для ознакомления с различными видами искусства, с творчеством мастеров.

7.    Выставки.

Подготовка тематических, итоговых выставок работ, выставки с лучшими работами, оформление работ на выставку, компоновка работ в выставочном зале.

8.    Подведение итогов.

Заключительное занятие, проведенное в игровой форме либо в форме театрального представлением с демонстрацией изделий.

Учебно - тематическое план II год обучения

Ко ММ

Тема (раздел) занятия

Количество часов


 


 


 


 

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2


 

2

2

Материаловедение

2

6

8

3

Графический язык оригами

2

4

6

4

Двухсторонние изделия для изготовления макетов сказок:

Растения

Животные

Сказочные персонажи

Постройки

6

33

39

5

Комп       Композиции по сказкам: «Теремок»

«Колобок»

«Кот, петух, дрозд и  лиса»

«Маша и медведь»

6

30

36

6

Бумагопластика

- общие сведения о технике бумагопластики и основных упражнениях

- модели цветов

4

22

26

7

Фантазия

- оформление новогоднего праздника

 - изготовление масок

2

1

1

14

7

7

16

8

8

8

Экскурсии

4


 

4

9

Выставки


 

4

4

10

Подведение итогов года

1

2

3


 

Итого

31

113

144

                                            Содержание программы II год обучения.

1.   Вводное занятие.

Оригами - особый вид конструирования из бумаги.

Цели и задачи работы в объединении. Содержание деятельности.

Инструменты и материалы, применяемые при работе с бумагой и картоном.

Техника безопасности на занятиях.

Выбор старосты объединения.

Демонстрация готовых изделий, выполненных как обучающимися, так и педагогом.

2. Материаловедение.

Работа с бумагой и картоном:

краткие сведения из истории бумажной промышленности: технология изготовления бумаги;

виды бумаги и картона, используемые на кружковых занятиях; ознакомление с волокнистым строением бумаги; обработка бумаги.

Практическая работа.

Оформление странички по теме «Материаловедение» в альбом «Азбука оригами». Рациональные   способы   и   приёмы   разметки   выкроек,   развёрток   (простой   формы), шаблонов и приёмы работы с ними.

3. Графический язык оригами.

Практическая работа.

Оформление альбома «Азбука оригами:

способы приготовления квадратов нужной величины; основные базовые формы - заготовки (дом. катамаран)

4.   Двухсторонние изделия для изготовления макетов (моделей) сказок. Знакомство с технологией изготовления игрушки. Определение базовой формы.

Растения: Цветы, травы, деревья.

Животные: Петух, лиса, кот, заяц, собака, волк, медведь, мышка, лягушка, курочка.

Сказочные персонажи: Машенька, бабушка, дедушка, баба-яга, кикимора, Иванушка.

Постройки: Дом, избушка, дворец.

Анализ выполненных работ.

5.    Композиция.

Самостоятельное  выполнение всех  этапов работы  над композицией.  Выполнение как индивидуальных, так и коллективных композиций.

6.    Бумагопластика.

Общие    сведения    о    технике    «бумагопластика»,    о    правилах    и    приемах    работы, используемые инструменты (карандаш, палочка, ножницы, скрепки, клей, скотч и др.). Изготовление простейших фигурок, работа с бумажной полоской, использование ее при выполнении игрушек. Выполнение различных моделей цветов из креповой бумаги.

7.    Фантазия.

Использование новых, более сложных приемов с бумагой. Оформление новогоднего и других праздников. Новогодняя открытка.

Изготовление масок. Самостоятельное изготовление масок по заданным схемам. Владение модульной таблицей. Аппликационное оформление работы.

8.   Экскурсии.

Посещение художественных выставок, салонов, творческих мастерских для ознакомления с различными видами искусства, с творчеством мастеров.

9.    Выставки.

Подготовка тематических, итоговых выставок работ, выставки с лучшими работами, оформление работ на выставку, компановка работ в выставочном зале.

10. Подведение итогов.

Заключительное занятие, проведенное в игровой форме либо в форме театрального

представления с демонстрацией изделий.


 

Учебно-тематический план 3 год обучения.


 

№ п/п

Тема (раздел) занятия

Количество часов

теория

практика

всего

 1

Введение


 

2

-

2

 2

Материаловедение

2

2

4

  3

Графический язык оригами


 

2

4

6


 


 


 


 


 


 

 4

Театр игрушек:

         - «Сказка о глупом мышонке»

               (С. Я. Маршак)

         - «Кто сказал мяу?» (В. Сутеев)

         - Изготовление персонажей по мотивам                                                                                                          русских народных сказок.

7

48

55

3

17

20


 


 


 

           2

13

15

2

18

20

  5

Театр кукол на пальчик.

3

16

19


 


 


 


 


 


 

  6

Бумагопластика

2

20

22


 


 


 


 


 


 

 7

Фантазия

  • оформление новогоднего праздника;
  • праздничная открытка;


 

  • маски.


 

2

10

12

           1

3

4

1

3

4


 


 

4

  8

Волшебный квадрат

    - плоскостные головоломки

2

10

12


 


 


 


 


 


 

 9

Экскурсии

4


 

4

 10

Выставки

1

4

5

 11

Подведение итогов года

1

2

3


 

Всего:

28

116

144


 


 

Содержание программы 3 год обучения.

1.    Введение.

Цели и задачи работы в объединении. Содержание деятельности.

Творчество признанного мирового мастера оригами Акиры Йошизавы. «В оригами не

должно быть случайных линий, каждая из них должна быть продумана». Беседа.

Инструменты и материалы, применяемые при работе с бумагой и картоном.

Техника безопасности на занятиях.

Демонстрация готовых изделий, выполненных как обучающимися, так и педагогом.

2.   Материаловедение.

Разновидности бумаги, существующей в Японии:

Даней             — «песчано-древесная бумага»

Козо                - толстая белая бумага

Фудагами       —для изготовления этикеток

Газенси          - бумага для каллиграфии

Хакуаиси       - бумага для упаковки с золотой и серебряной фольгой

Ханси              - тонкая, легкая и недорогая бумага для различных целей

Васи                - специальная вручную произведенная бумага.

гофрированная бумага жатая бумага

3    Графический язык оригами.

Обобщение знаний по теме «Азбука оригами» - стрелки, линии, знаки. Дополнение странички в альбом.

Базовые формы и их совмещение:

«Блинчик» + «Дверь»

«Блинчик» + «Воздушный змей»

«Блинчик» + «Катамаран»

«Блинчик» + «Птица»

Завершение оформления альбома «Азбука оригами».

4.   Театр игрушек.

Один из видов театра оригами - театр игрушек. Знакомство со схемами складывания персонажей сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу» и героев «Сказки о глупом мышонке». Монтирование героев сказки в композиции. Изготовление рамки. Оформление работ в рамку.

5.   Театр кукол на пальчик.

Выбор сюжета. Изготовление двухсторонних игрушек малой формы. Детальное оформление и художественное оформление каждого изделия. Обыгрывание сказки.

6.   Бумагопластика.

Освоение более сложных приемов работы с бумагой.

Работа по схемам. Осмысление формы предмета, разработка схемы, выполнение выкройки, чертежа, математических расчетов.

Конструирование, изготовление разверток, шаблонов.

7.   Фантазия.

Использование новых, более сложных приемов с бумагой. Оформление новогоднего и других праздников. Новогодняя открытка.

Изготовление масок. Самостоятельное изготовление масок по заданным схемам. Владение модульной таблицей. Аппликационное оформление работы.

8.  Волшебный квадрат  . Плоскостные головоломки.

9. Экскурсии.

Посещение художественных выставок, салонов, творческих мастерских для ознакомления с различными видами искусства, с творчеством мастеров.

10.  Выставки.

Подготовка тематических, итоговых выставок работ, выставки лучших работ, оформление работ на выставку, компановка работ в выставочном зале.

11 Подведение итогов.

Заключительное занятие, проведенное в игровой форме либо в форме театрального представления с демонстрацией изделий.


 

Методическое обеспечение программы

Для лучшего усвоения программного материала занятие проходит в определенной структурной последовательности.

Складыванию каждой фигурки посвящается отдельное занятие, чтобы в конце его был виден результат практической деятельности ребенка. Начинается занятие с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. При проведении занятий оригами используются поговорки, пословицы, потешки.

Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки. Складывание сопровождается пояснениями, точно определяющими действия или проводится в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.

Третья часть заключается в обыгрывании, оценке результата, применении изделия для оформления помещения и т.д.

В технологию включается следующий комплекс методов и приемов

использование диалоговой формы проведения занятий;

применение опорных чертежей, базовых форм;

  • применение стихотворных, сказочных и других форм для целостного сценария
    действий;
  • стимулирование творчества с помощью тематических занятий, поощрение
    творческой активности. Оказывается должное внимание к попыткам ребенка
    формировать свои подходы к процессу моделирования;

включение форм, способствующих усилению мотивации (экскурсии, конкурсы, праздники, участие в выставках). Принципы построения программы;

Постепенность. Единство образовательных задач, требований жизни, интересов

развития личности.

Акцентирование занимательности.

Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве

основы или элемента для формирования содержания других разделов.

Учет индивидуальных особенностей процесса развития ребенка.

Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимы следующие материально-технические условия:

отдельный кабинет с большим рабочим столом, стульями по количеству детей,

наборы бумаги для занятий, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, циркули,

линейки;

в качестве дополнительного оборудования могут быть использованы магнитофон,

проигрыватель, фильмоскоп;

необходимые методические условия: набор моделей по основным темам курса,

пояснительные плакаты, схемы;

тематическая литература.


 

Список литературы для педагога

  1. «Оригами. Искусство складывания бумаги», Московский центр оригами, 1993г.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома»
    Экспериментальный учебник для начальной школы» - М: Аким, 1995-2000г.
  3. Афонькин С.Ю.. Афонькина Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома». Учебник. - СПб: Литера. 2001 г. - 208 стр.,

Приложение: Рабочая тетрадь. - 96 стр.

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Азбука оригами»
  2. Опаричева СВ. «Система образовательных программ в области оригами» — М:
    Центр эстетического воспитания детей и юношества. 1997г.


 

Список литературы для детей и родителей

  1. Соколова С. «Сказка оригами: Игрушки из бумаги» - М: Из-во Эксмо; СПб: Валери
    СПД, 2003г. (Серия Академия «Умелые руки»)
  2. Соколова С. «Театр оригами: Игрушки из бумаги». - М: Из-во Эксмо: СПБ:                           
  3. Валери, СПД 2004г. (Серия «Академия «Умелые руки»)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение


 

Индивидуальная карта развития каждого ребёнка на учебный год:


Фамилия, имя ребёнка.                      Тема (раздел программы)                       Цветопись

Система отметок — цветопись.

-     красный;

ребёнок работает самостоятельно, в быстром темпе, (режиме);

_

Ребёнок выполняет задания самостоятельно, не допускает ошибок;

-     Зелёный;

Выполняет задания самостоятельно, не допускает ошибок;

-     Синий;

Постоянно обращается к помощи руководителя;

-     Фиолетовый;

Слабо справляется с заданиями. При проверке целесообразно содержание каждой работы разбивать на ряд этапов.