Вы не зарегистрированы

Авторизация



Как организовать работу над ученическим проектом

Фото пользователя Наталья Ивановна Богачева
Submitted by Наталья Ивановна Богачева on Wed, 23/11/2016 - 20:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Богачева Наталья Ивановна
Место работы, должность: 

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», преподаватель

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>Проектная технология является одной из наиболее эффективных технологий. Работа учащихся, выстроенная в рамках этой технологии, чаще всего выходит за границы учебного предмета, требует от учащихся субъектного отношения к своей деятельности, включает как обязательные элементы целеполагание и &nbsp;рефлексию, не ограничивает учащихся в способах работы с&nbsp;информацией.</p>

Как организовать работу над ученическим проектом

 

Требования современного общества обусловили обращение педагогического сообщества к компетентностному подходу к организации процесса обучения.

Цель образования в условиях компетентностного подхода – формирование компетентной личности, т.е. личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у нее знания и умения. В общем образовании рассматриваются те компетенции, которые нужны любому человеку для жизни в условиях современного общества, т.е. ключевые.

В состав компетенции входят определенные знания, умения, навыки (как освоенные способы деятельности), опыт решения рассматриваемых задач; наличие определенных ценностных ориентаций; развитие определенных качеств личности, необходимых для успешного осуществления той или иной деятельности. Центральным в компетенции является личностный опыт осуществления деятельности в конкретных жизненных ситуациях.

К ключевым компетенциям, формирование которых необходимо осуществить в общем среднем образовании, целесообразно отнести:

  • общекультурную компетенцию (владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры; данная компетенция включает учебно-познавательную и информационную компетенции;
  • социально-трудовую компетенцию (способность делать выбор в социальной жизни и нести за него ответственность, присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности);
  • коммуникативную компетенцию (формирование готовности и способности понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми);
  • компетенцию в сфере личностного самоопределения (формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбора ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий).

Как организовать процесс обучения, реализующийся в рамках компетентностного подхода в условиях активной деятельности ученика в информационно-образовательной среде, практически?

Если рассматривать компетенцию как способность решать проблемы, целесообразно смоделировать в процессе обучения все этапы решения проблемы:

  • осознание проблемы, формулирование ее;
  • анализ существующей ситуации;
  • постановка цели;
  • поиск недостающих средств;
  • выбор подходящих способов деятельности;
  • осуществление деятельности;
  • соотнесение результата с целью;
  • коррекция деятельности.

Все эти этапы должны включаться в процесс обучения в качестве обучающих элементов. Необязательно учащийся сразу полностью самостоятельно начнет решать проблемы, сначала он научится проблему выявлять, формулировать, затем определять, решаема ли она в принципе, достаточно ли у него ресурсов для ее решения. Ученик учится организовывать свою деятельность: ставить цель, планировать, выбирать нужные способы деятельности и т.д. В процессе обучения у ученика формируются умения работать с информацией: анализировать, систематизировать, трансформировать, использовать ее, презентовать полученный  результат.

Такая работа может быть организована как проектная деятельность учащихся. Проектная технология является одной из наиболее эффективных технологий. Работа учащихся, выстроенная в рамках этой технологии, чаще всего выходит за границы учебного предмета, требует от учащихся субъектного отношения к своей деятельности, включает как обязательные элементы целеполагание и  рефлексию, не ограничивает учащихся в способах работы с информацией.

Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Проектная технология позволяет развить у обучающихся важнейшие компетенции:

  • общенаучную;
  • информационную;
  • познавательную;
  • коммуникативную;
  • ценностно-смысловую;
  • социальную;
  • стремления личностного самосовершенствования.

Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащихся. Надо помнить, что развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.

Работа над проектом включает пять этапов.

Поисковый этап: определение темы проекта; поиск и анализ проблемы; постановка цели проекта.

Аналитический этап: анализ имеющейся информации; определение, какой информации недостает; сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности; составление плана реализации; анализ ресурсов.

Практический этап: выполнение запланированных действий; изменения, коррекция (при необходимости).

Презентационный этап: подготовка презентационных материалов; презентация проекта; изучение возможностей использования результатов проекта.

Контрольный этап: анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта.

По доминирующей деятельности учащихся выделяют прикладные, исследовательские, творческие, информационные, ролевые, игровые проекты. На практике часто происходит интеграция различных видов проектов.

Особый интерес представляют исследовательские проекты, которые имеют структуру, приближенную к структуре научного исследования, а именно:

  • постановка проблемы, аргументирование актуальности проблемы;
  • определение объекта и предмета исследования;
  • постановка целей и формулирование задач исследования;
  • формулирование гипотезы исследования;
  • определение методов исследования, источников информации;
  • обсуждение, анализ и оформление полученных результатов.

В основе каждого проекта лежит проблема. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Выбор проблемы – самый сложный и важный момент. Она должна быть интересна ребенку, входить в состав учебного материала, носить исследовательский характер. Педагогу необходимо направить мысли школьников на самостоятельный поиск проблемы. Важно научить видеть проблему. Увидеть проблему часто труднее, чем ее решить. Следует понимать, что проблема всегда должна базироваться на противоречии. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации о чем-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении.

Исследовательский проект – это разновидность научного труда школьника, поэтому здесь вступают в силу законы и принципы написания научных работ. Определяется объект и предмет исследования. Зачем нужен объект и предмет в исследовательском проекте? Объект и предмет исследования нужны для того, чтобы любой человек, который захочет ознакомиться с проектом, прочитав объект и предмет исследования, сразу же понял, о чём пойдёт речь в работе.

Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным – предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.

Цель проекта – модель желаемого конечного результата. Цель проекта может быть определена с помощью глаголов: доказать, изучить, иллюстрировать, исследовать, классифицировать, обнаружить, объяснить, определить, описать, организовать, оценить, подготовить, продемонстрировать, проследить, разработать, собрать, создать, сравнить, установить и т.д.

Далее выдвигается гипотеза. Гипотеза в проекте – это предположение, это формулирование возможного варианта решения проблемы. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом. Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

Цель проекта и его гипотеза предопределяют задачи проекта. Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата – продукта, который необходим для конкретного использования. Продукт – это результат работы над проектом. Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, атласа, видеофильма, компьютерного учебного пособия и т.д.

Презентация. При работе над проектом на первый взгляд кажется, что работа была нацелена на изготовление какого-либо продукта и именно его необходимо представить. Но интересующий нас результат на презентации – это ход самой деятельности. Результатом является найденный способ решения проблемы проекта. О нем надо рассказать, поясняя: как была поставлена проблема; какими были вытекающие из нее цель, задачи и гипотеза проекта; кратко охарактеризовать способы ее решения.

При создании электронной презентации, которая рассказывает о результатах выполнения проекта, продумывается содержание и форма, в которой информация представляется на слайде, подсчитывается общее время презентации, определяется время, необходимое на показ каждого слайда.

Приступая к организации исследовательской деятельности школьников, надо учитывать ее значительные отличия от полноценного научного исследования, когда необходимо получение результатов, характеризующихся очевидной новизной. Важнейшим же результатом исследовательской деятельности школьников является открытие знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы.

В училище ежегодно проходит конкурс проектов «Науку постигать молодым». Подготовка к конкурсу проходит в течение нескольких месяцев. Конкурс проектных работ проводится в форме презентации проектов. Вашему вниманию предлагается проект «Казань сегодня и завтра», выполненный суворовцами 9 класса по предмету «Искусство».

 

Литература:

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

 

Приложение

Название проекта: “Казань сегодня и завтра”

 

Каждый город  - это живой, постоянно развивающийся и обновляющийся организм. Современный город предстает как одновременное существование прошлого и настоящего. В нем смешиваются разные стили – от давно ушедших в прошлое до самых современных.

Являясь одним из старейших и крупнейших городов России, Казань располагает большим количеством исторических и архитектурных памятников, а также рядом известных современных сооружений.

Казань – наш город, и нам не безразлично, как она будет выглядеть через несколько десятилетий. Но в настоящее время мы не располагаем информацией об архитектурном облике Казани, допустим, середины XXI века. Проблема, которая лежит в основе нашей работы, базируется на недостатке информации. В нашей работе делается попытка решения этой проблемы: мы попытались выявить наметившиеся пути развития архитектуры Казани в XXI веке через анализ наиболее известных и уже реализованных проектов последних десятилетий.

Тип проекта: исследовательский

Предмет исследования: проявление стилей (течений) в архитектуре и градостроительной среде Казани в ситуации последних десятилетий.

Объект исследования: наиболее значительные новые здания, построенные в Казани в последние десятилетия.

Методы исследования: наблюдение, опрос, искусствоведческий анализ.

Главная цель проекта: Составить архитектурный облик Казани XXI века.

Для достижения главной цели проекта были поставлены и решены следующие задачи:

  1. расширить и углубить знания по истории архитектуры, архитектурным стилям;
  2. получить новую информацию о специфике развития зарубежной и отечественной архитектуры конца ХХ – начала XXI веков;
  3. выяснить роль архитектурных стилей (течений) XX-XXI вв. в формообразовании городского облика Казани в последние десятилетия;
  4. проанализировать конкретные архитектурные сооружения в казанской архитектуре XXI века;
  5. подготовить иллюстративный материал, представляющий яркие и известные памятники, наиболее характерные для архитектуры Казани XXI века.

В ходе проекта нами была выдвинута следующая гипотеза: архитектура Казани в XXI веке будет развиваться в русле новейших европейских архитектурных тенденций, но не потеряет свою самобытность и своеобразие.

Выполнение проекта мы начали с планирования действий и определения вида продукта. Результатом нашей работы должно было стать выполнение компьютерного учебного пособия, которое могло бы использоваться на уроках МХК при изучении темы «Культура XX века». Учебное пособие содержит краткую информацию об основных архитектурных стилях и течениях XX века, с выделением их отличительных черт, а также богатый иллюстративный материал.

На момент начала работы над проектом мы имели очень ограниченные знания по стилям архитектуры. Поэтому важнейшим этапом в работе над проектом явился поисковый этап, в ходе которого мы собрали и познакомились с большим объемом материала. Рассмотрели информацию из учебников, энциклопедий, искусствоведческих статей, искусствоведческих сайтов сети Интернет. Материалы ресурсов сети Интернет стали основным источником информации о развитии архитектуры конца ХХ – начала XXI веков.

Городской облик определяется его наиболее яркими сооружениями. Нам предстояло определить современные архитектурные достопримечательности Казани. Для решения этой задачи мы обратились к методу опроса: в соответствии с мнением жителей города Казани, гостей столицы, суворовцев 4 роты нами был определен ряд наиболее значительных сооружений Казани начала XXI века. Мы совершили виртуальную экскурсию по Казани, используя сайт “yandex.ru” раздел панорамы, с посещением всех, названных в ходе опроса, сооружений.

Наиболее популярные сооружения мы посмотрели вживую. Именно тогда и возникла идея создания имиджевого видеоклипа “Казань сегодня”, который явился вторым продуктом нашего проекта. Помощь в съемке видеоклипа нам оказали профессиональные журналисты, сотрудничающие с волейбольным клубом “Зенит-Казань”.

Нами был проведен анализ особенностей выбранных зданий и определена их принадлежность к архитектурным стилям, направлениям, течениям. Эта работа была самой сложной, т.к. принадлежность многих сооружений Казани к течениям и направлениям XXI века никем из искусствоведов никогда не определялась. Черты разных стилей подчас не проявляются в чистом виде. В облике современных строений мы увидели элементы историзма, постмодернизма, хай-тека и био-тека.

Выводы, сделанные нами абсолютно самостоятельные и, возможно, спорные.

На основании данных об архитектурных течениях, которым отдается предпочтение в сегодняшнем облике Казани, мы сделали попытку представить образ Казани завтрашнего дня. На наш взгляд, интерес к образам и стилистике прошлого, характерный для архитектуры последней четверти XX века, в Западной Европе проявился в архитектуре постмодернизма, где архитектурные формы прошлого существенно обновлены и переосмыслены, в архитектуре Казани мы увидели более прямое и отчетливое обращение к историзму.

В архитектуре Казани XXI века предпочтение не будет отдано ни одному определенному стилю.

Архитектурные решения будут отличаться свободой идей.

Мы предполагаем, что в формообразовании архитектурного облика Казани в XXI веке будут противостоять и сосуществовать две тенденции: иновационно-техническая и традиционная, ориентированная на использование элементов из архитектурной истории.

Историзм сохранит свою значимость.

Мы уверены, что архитектура Казани в XXI веке будет развиваться под влиянием эстетики био-тека, требующей гармонии архитектуры и природы, слияния их в единое целое.

При создании электронной презентации, рассказывающей о результатах выполнения проекта, была проведена большая работа по подборке материалов для слайдов, выбору фотографий, составлению текстового сопровождения, осуществлению дизайна слайдов.